Дома

Лечебная гимнастика для детей. Примеры упражнений лфк для детей с нарушением осанки Лечебно физкультурная гимнастика для детей

Лечебная гимнастика для детей. Примеры упражнений лфк для детей с нарушением осанки Лечебно физкультурная гимнастика для детей

Лечебная физкультура для детей является неотъемлемой частью развития и укрепления здоровья при наличии любых проблем развития. Занятия лечебной физкультурой для детей позволяют повысить , улучшить кровообращения и быстрее адаптировать малыша к посещению детского сада. Правильно подобранная ЛФК для детей порой творит настоящие чудеса: восстанавливается иммунитет, активизируется умственная работоспособность, снижается гиперактивность и . О том, как правильно проводить занятия ЛФК для детей дошкольного возраста, можно узнать из этой статьи. В ней представлены примерные комплексы упражнений и даны рекомендации практикующих врачей.

Ничто так не ослабляет организм, как недостаток движения (гиподинамия). Физическая активность повышает сопротивляемость организма и помогает ему бороться с инфекциями. Тренированный организм более устойчив к перегреванию, охлаждению, колебаниям атмосферного давления, вирусам и инфекциям. Повышение устойчивости к инфекциям связано с повышением выработки макрофагов - «пожирателей» возбудителей болезней.

Лечебная физкультура (ЛФК) для детей дошкольного возраста дома

Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста должна стать непременной частью физического воспитания малыша. Иммунитет укрепляют все виды аэробных физических упражнений: плавание, гимнастика, аэробика, бег, прогулки и т.п. Очень важное значение для повышения иммунитета имеют дыхательные тренировки.

Исследования ученых показали, что ЛФК дома для детей более благотворно влияет на иммунную систему, чем сбалансированное питание.

При заболеваниях органов дыхания у детей нарушается газообмен, страдает , изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма.

Во время болезни резко ограничивается двигательная активность малыша. В то же время сами родители пытаются оградить больного ребенка от какой-либо физической нагрузки. Лечебная физкультура (АФК) улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким, ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышение вентиляции легких приводит к значительному увеличению газообмена, кровь лучше обогащается кислородом.

АФК активизирует выработку биологически активных веществ, увеличивающих устойчивость организма к вирусам и бактериям. Физические упражнения, усиливая деятельность надпочечников, которые вырабатывают противовоспалительные гормоны, понижают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Следовательно, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного ребенка значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.

Посмотрите лечебную физкультуру для детей на видео, где представлены наиболее актуальные советы специалистов и некоторые упражнения:

ЛФК (лечебная физкультура) для детей 2-3 лет и ребенка в 4 года (с видео)

Применение физических упражнений у детей 2-го и 3-го годов жизни. ЛФК для детей 2 лет состоит только из активных физических упражнений, которые действуют с наибольшей нагрузкой. Необходимо помнить, что на втором и третьем году жизни имеются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, что требует строго индивидуального подхода. До полутора лет рекомендуется заниматься с одним ребенком или двумя, затем численность группы можно увеличить до 4 - 6 человек.

Учитывая быструю утомляемость детей 2-го и 3-го годов жизни, следует внимательно дозировать физическую нагрузку. Лечебная физкультура для ребенка 2-х лет должна быть организована в игровой форме, в противном случае удержать интерес малыша к занятиям будет очень не просто.

В комплекс лечебной физкультуры детей 3-х лет включают 8-12 упражнений на различные группы мышц. Не рекомендуется длительно повторять одно и то же упражнение.

Важно поддерживать радостное настроение детей. Физические упражнения должны иметь имитационный характер («прошли по мостику», «пролезли в зайкин домик», «сорвали яблоко» и др.).

В ЛФК для детей 3-4 года широко используются игрушки, простейшие гимнастические снаряды (мячи, палки, скамейки и др.). После полутора лет занятия можно проводить игровым методом, в виде коротких двигательных рассказов («прогулка по лесу», «пошли в гости» и др.).

ЛФК для детей 3-х лет может проводиться на улице, в различное время года это могут быть летние и зимние активные виды спорта, и подвижные игры. С 2 - 3 лет детей обучают катанию на санках. Малыши катаются по дорожкам, спускаются с небольших снежных горок, с 5 - 6 лет - возят друг друга. Катание на санках развивает у детей силу, ловкость, решительность.

С 3 - 4 лет детей можно обучать ходьбе на лыжах. При этом должны соблюдаться строгая последовательность и постепенность в освоении основных элементов движений. Сначала дети двигаются без палок. В зависимости от возраста и умений время ходьбы на лыжах составляет от 15 - 20 до 40 минут. Такие движения укрепляют и развивают все основные группы мышц, совершенствуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Бегу на коньках обучают детей с 5 лет. При правильной организации занятий упражнения способствуют развитию основных групп мышц, формированию правильной осанки, укреплению связок стопы, таких навыков, как ловкость, выносливость, равновесие. Посмотрите ЛФК для детей на видео, где показаны все основные упражнения и виды подвижных игр:

Езда на велосипеде доступна детям уже с 2 - 3 лет. Размеры велосипеда должны соответствовать росту ребенка. Длительность езды в умеренном темпе составляет для детей 3 - 4 лет 10-12 минут, для детей 6 - 7 лет - 20 - 30 минут. Эти занятия способствуют развитию выносливости, ловкости, укрепляют мышцы ног и стопы, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Статья прочитана 13 819 раз(a).

Лечебная физкультура для детей – это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражнений.

Каковы плюсы от занятий ЛФК?

Физическая активность является необходимым условием для нормального развития растущего организма, о чём, к сожалению, взрослые часто забывают. А ведь детская физкультура, помимо лечебно-профилактической, несёт ещё и воспитательную функцию: малыш приобретает гигиенические навыки, познаёт окружающий мир и себя в нём. Занятия ЛФК важны для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата у детей любого возраста, формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста, а также укрепления позвоночника и мышц спины, устранения асимметрии осанки при сколиозе.

Упражнения полезны для профилактики и лечения при нарушении осанки, коррекции при плоскостопии, развития силы, ловкости, выносливости, нормализации работы эндокринной системы и укрепления иммунитета. Также занятия будут важны для улучшения адаптации ребёнка в школе, повышения устойчивости к стрессам, улучшения успеваемости у детей школьного возраста и улучшения эмоционального фона, гипосенсибилизации (снижения чувствительности к аллергенам), а также общего укрепления организма.

Виды нагрузок

К ЛФК можно отнести не только комплексы упражнений, но и любой вид активного отдыха: игры, занятия спортом, гимнастика, проводимая в виде разминки учителем в течение школьного урока. Физкультура для малышей характеризуется занятиями в игровой форме. Для детей школьного возраста используется и классический гимнастический метод ЛФК.

Упражнения подразделяются на общие, используемые для укрепления организма в целом, и специальные, воздействующие на определённую систему, например, направленные на укрепление позвоночника, мышц ног и спины при сколиозе и плоскостопии.

Выделяют большой класс динамических упражнений, к которым относятся активные и пассивные движения, и класс статических упражнений, направленных на удержание определённого положения тела. Пассивные движения часто включаются в комплекс гимнастики для детей первого года жизни.

По характеру выделяют: дыхательные, корригирующие, расслабляющие, растягивающие, координационные упражнения. У малышей до года используются рефлекторные упражнения. На протяжении дошкольного периода предпочтительно применять класс игровых упражнений.

Противопоказания

Занятия не показаны при острых и злокачественных заболеваниях, кровотечениях, декомпенсированных пороках сердца. Не начинайте занятия при лихорадке, плохом самочувствии, нарушении сердечного ритма.

Какие правила нужно соблюдать при занятиях ЛФК?

Посетите врача, так как может потребоваться обследование, например, при сколиозе. Необходимо заниматься со специалистом, который сможет правильно оценить состояние здоровья ребёнка. Нагрузка должна постепенно расти. Движения не должны приносить боль. Избегайте однообразных упражнений, так как детишкам дошкольного и младшего школьного возраста может стать скучно. Нельзя допускать утомления ребёнка.

Не следует заниматься на полный желудок, лучше проводить занятия за 30 минут до еды или через 45-50 минут после неё.

Помещение должно быть проветренным, температура воздуха не выше 22 градусов. У детей дошкольного возраста, а особенно у детей до года, занятия следует начинать и заканчивать поглаживанием, также стоит ввести этот приём между выполнением движений. Для старших детей необходимо включать в комплекс дыхательные и расслабляющие упражнения.

Соблюдайте регулярность и этапность занятий: необходимо начинать с разминки, далее следует основная часть и заминка. Продолжительность и количество курсов ЛФК назначается врачом, обычно проводится 2-3 курса в течение года.

Упражнения для детей первого года жизни

В возрасте до года, в основном, используются пассивные и рефлекторные движения, а также элементы массажа. В возрасте до 3 месяцев применяются поглаживания и рефлекторные упражнения:

  • надавливание на подошву у основания пальцев (вызывает сгибание пальцев);
  • проведение по наружной стороне подошвы по направлению к пятке (вызывает разгибание пальцев);
  • рефлекторное ползание;
  • проведение большим и указательным пальцами вдоль позвоночника снизу вверх (вызывает рефлекторное разгибание позвоночника);
  • во время занятий следует ласково разговаривать с малышом;
  • после каждого упражнения производится поглаживание.

У детей старше 3 месяцев в комплекс включается класс пассивных упражнений:

  • сгибание и разгибание рук;
  • разведение рук и скрещивание их на груди;
  • сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах;
  • поворот со спины на живот и обратно;
  • ползание за предметом;
  • поднятие рук за игрушкой;
  • упражнения проводятся попеременно с поглаживаниями, растираниями.

По мере того как ребёнок учится стоять и ходить, добавляется класс активных упражнений:

  • проведение разминки и заминки в виде пассивных движений;
  • топание на месте;
  • ходьба с поддержкой;
  • наклон за игрушкой;
  • перешагивание преграды.

Помните, что занятия ЛФК с раннего возраста способствуют равномерному укреплению мышц, профилактике искривления позвоночника и формированию правильной осанки с детства, ведь основной класс нарушений дошкольного периода - это сколиоз и плоскостопие.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки

Основной задачей при сколиозе является укрепление мышц спины и создание мышечного корсета для поддержания правильного положения позвоночника. Помните: вашему ребёнку может потребоваться индивидуальный комплекс коррекции осанки, для разработки которого необходимо обратиться к специалисту! При быстропрогрессирующем сколиозе (с нарастанием угла искривления позвоночника более 10 градусов в течение года) может потребоваться операция!

Примерный комплекс упражнений при сколиозе 1 степени:

Начало с разминки, установки и контроля правильной осанки.

Ходьба по кругу с контролем осанки в зеркале в течение 1 минуты.

Ходьба с поднятыми прямыми руками в течение 40 секунд.

Ходьба на носках с разведёнными руками – 40 секунд.

Ходьба на пятках – 30 секунд.

Поочерёдное выбрасывание прямых рук вверх (10-12 раз).

Наклоны корпуса в стороны (10 раз).

Руки на пояс, пятки вместе, носки врозь. Присесть, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение (10-15 раз).

Поднятие гимнастической палки вверх и отведение прямой ноги назад (4-6) раз.

Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах из положения лёжа на спине, руки за головой (6-8 раз). Выполнение медленное, с напряжением мышц спины.

Упражнение «велосипед» (6-8 раз).

Поочерёдное поднимание прямых ног из положения лёжа (4-6 раз).

Лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогибание спины с упором на локти и пятки (3-4 раза).

Поднятие большого мяча на вытянутых руках (8-10 раз).

Ходьба с высоким подниманием коленей - 2-3 минуты.

Ходьба с замедлением темпа.

Контроль осанки.

Активные движения чередуются с упражнениями на расслабление мышц спины и дыхательными упражнениями. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в комплекс ЛФК при сколиозе и другом нарушении осанки добавляется элемент игры.

Упражнения при плоскостопии

Плоскостопие возникает из-за слабости мышечно-связочного аппарата голени и стопы. Целью занятий ЛФК при плоскостопии является укрепление этих мышц и связок. Коррекция этого заболевания необычайно важна ещё и потому, что оно влияет на состояние суставов, спины и позвоночника. Чем младше ребёнок, тем эффективнее будет лечение при таком нарушении, предпочтительно начинать с дошкольного возраста.
Основной класс упражнений при плоскостопии - ходьба:

Начало с общей разминки.

Ходьба на носках.

Ходьба с опорой на наружный край стопы.

Ходьба с согнутыми пальцами и приведёнными стопами.

Захватывание и перемещение стопами мячика.

Захватывание пальцами стопы палки.

Ходьба по бревну.

Данные упражнения используются не только при плоскостопии, но и для его профилактики.

Детям дошкольного возраста при прогулках в тёплое время года можно снимать обувь и ходить босиком по земле, траве, что способствует повышению настроения, укреплению мышц ног, закаливанию, полезно не только при плоскостопии, но и при нарушении осанки и походки.

Успех лечения многих заболеваний зависит от разных факторов. И достаточно важную роль играет комплексный подход, в том числе и использование методик лечебной физкультуры.

Лечебная физкультура (либо как ее чаще называют ЛФК) часто недооценивается родителями и даже некоторыми медиками, однако на самом деле она может сыграть одну из ведущих ролей в лечении пациентов разного пола и возраста. В частности, грамотная физическая нагрузка помогает детям:

  • Которых часто беспокоят ОРЗ и ОРВИ.
  • С астенической фигурой.
  • С избыточной массой тела.
  • С недугами опорно-двигательного аппарата, представленными плоскостопием, сколиозом, дисплазией тазобедренного сустава, нарушениями осанки.
  • Которые ведут малоподвижный образ жизни.
  • У которых диагностирована гиперактивность и прочие неврологические нарушения (поведенческие патологии, неврозы и пр.).

Упражнения ЛФК для детей представляют собой не просто набор из разных нагрузок – это целая система, которая тщательно разрабатывается и предлагается для выполнения в специально оборудованных кабинетах под наблюдением инструктора. Возможно проведение комплексов занятий в домашних условиях.

Цели

Лечебная физкультура в детском возрасте может стать важнейшей частью формирования физического здоровья ребенка. В частности, положительное влияние на иммунитет оказывают:

  • Всевозможные аэробные нагрузки, представленные, гимнастикой, бегом, прогулками, аэробикой.
  • Дыхательные занятия.

Есть данные, что ЛФК способна давать более заметный и стойкий эффект, нежели сбалансированное и разнообразное питание.

Для многих детей характерно частое возникновение болезней органов дыхания, которые приводят к:

  • Нарушениям газообмена.
  • Недостаточно полноценной деятельности сердечно-сосудистой системы.
  • Изменениям обменных процессов.
  • Снижению защитных и адаптивных способностей.

Как правило, когда малыш болеет, его физическая активность закономерно снижается. Даже родители пытаются настоять на ограничении движений, в том числе и тогда, когда самочувствие ребенка не слишком нарушено. Однако выполнение лечебной физкультуры часто помогает ускорить выздоровление:

  • Улучшить деятельность органов бронхолегочной системы, а также дыхательных мышц.
  • Сделать дыхание более глубоким, добавить ему ритмичности.
  • Укрепить все дыхательные мышцы.
  • Активировать либо улучшить дренажные функции бронхов, восстановить их проходимость, снизить выраженность воспалительных процессов.
  • Повысить активность газообмена и усилить поступление кислорода в кровь.
  • Активировать синтез биологически активных элементов, способных увеличить резистентность организма к агрессивным возбудителям.
  • Предупредить всевозможные осложнения, развитие хронических недугов и пр.
  • Активировать работу надпочечников, в частности, синтез ними противовоспалительных гормонов, что, в свою очередь, помогает снизить чувствительность ко всевозможным аллергенам.

Грамотные физические нагрузки при заболеваниях у детей помогают ускорить процессы выздоровления и дают возможность предупредить рецидивы недуга. Заниматься ЛФК можно лишь после стабилизации температурных показателей и улучшения общего состояния малыша.

ЛФК и легочные болезни

Физическая нагрузка при бронхолегочных недугах у деток должна быть умеренной с постепенно нарастающей интенсивностью. Лучше всего приступать к выполнению упражнений после консультации врача и получения его одобрения. Занятия ЛФК должны носить комплексный характер и включать в себя:

  • Дыхательные упражнения.
  • Статические упражнения.
  • Динамическую нагрузку.
  • Общеукрепляющие упражнения.

В частности, деткам раннего возраста нравится заниматься в игровой форме. Обычно врачи советуют начинать нагрузки с несложных дыхательных упражнений, к примеру, можно попросить малыша:

  • Дуть в трубочку или свисток.
  • Надувать воздушные шарики (разной степени плотности).
  • Выдувать мыльные пузыри.
  • Дуть на кораблик, который плавает в миске.

После дыхательных упражнений следует завершить занятие серией массирующих хлопков по грудной клетке – спереди, а также сзади.

Комплекс ЛФК

Каждое упражнение нужно повторять несколько раз. Во время первых занятий нет никакого смысла выполнять все предложенные варианты нагрузок, можно ограничиться несколькими простыми, после чего дополнять комплекс новыми и новыми упражнениями:

  • Занятие начинается с того, что ребенок ходит на месте, высоко поднимая ноги, согнутые в коленках. Руки при этом совершают характерные для ходьбы движения, будучи согнутыми в локтях.
  • Ребенок прогибается в спине, отставляя одновременно назад ногу и закидывая прямые руки за голову. Потягивается и возвращается в исходное положение, после чего повторяет упражнение с другой ногой.
  • Ребенок стоя наклоняется туловищем вправо, а затем влево. Руки при этом прижаты к бокам, при наклоне вправо, прямая правая рука опускается вниз, а левая, согнувшись в локте, поднимается вверх. При наклоне влево – наоборот.
  • Ребенок берет в руки обычный легкий обруч и заводит его за спину. После совершает верхней частью туловища повороты в разные стороны.
  • Ребенок поднимает легкий обруч над головой, после опускает его на плечи, одновременно отводя одну ногу назад.
  • Для выполнения такого упражнения ребенок садится на стул, опирается ровной спиной на спинку и сгибает ноги в коленях поочередно. Руками можно опираться на сиденье стула.
  • Из того же положения ребенок поднимает руки (не сгибая в локтях) в стороны и вверх, после плавно опускает вниз.
  • В той же позиции ребенок берет в руки палку, поднимает ее кверху и опускает вниз на коленки.
  • Теперь нужно сесть на стул без спинки и, взяв палку в руки, завести ее за спину. Далее нужно совершить несколько наклонов вперед и назад.
  • Затем, сидя на стуле, опереться о спинку ровной спиной и поднимать вверх поочередно ноги, не сгибая их в колене.
  • В той же позиции нужно вытянуть руки в стороны и совершать наклоны вправо и влево.
  • В той же позиции положить руки на пояс и совершить такую же серию наклонов.
  • Теперь ребенок должен лечь на спину и немного приподнять ноги над уровнем пола. Следует совершить серию повторов упражнения «велосипед» и «ножницы».
  • Ребенок должен перемещаться на четвереньках, держа спину ровной.
  • После этого ему необходимо лечь на живот и хорошенько потянуться, прогнувшись назад. Руки и голова при этом должны немного оторваться от пола, а ноги – остаться на поверхности.
  • Для окончания комплекса нужно встать ровно и при глубоком и размеренном дыхании поднимать руки назад, вверх и затем перед собой опускать вниз.

Обычно каждое упражнение стоит повторять три – пять раз. Не нужно заставлять ребенка заниматься через силу, лучше превратить гимнастику в веселую игру и выполнять ее вместе.

Веселые упражнения

В комплекс можно включать самые разные игровые упражнения для детей:

  • Журавль. Ребенок стоит ровно, на вдохе резко вскидывает прямые руки кверху (как крылья), а на выдохе опускает их вниз, издавая протяжный звук «у-у».
  • Жук. Чтобы выполнить такое упражнение ребенок садится на пол, руки кладет на пояс. После нужно повернуть корпус вправо и отвести правую руку назад, вдыхая при этом. Выдыхая, нужно вернуться в исходное положение и повторить поворот влево, с другой рукой.
  • Полет. Данное упражнение нужно выполнять на бегу, ребенку следует махать руками, как крыльями, активно дыша.

При выполнении упражнений врачи советуют деткам активно произносить гудящие, а также шипящие звуки. Благодаря этому дыхание станет чище, из бронхов выведутся остатки слизи.

О правилах

Лечебная физкультура не является на сто процентов безобидной, поэтому занятия лучше выполнять, придерживаясь определенных рекомендаций и правил:

  • Перед началом нагрузок стоит проконсультироваться с лечащим врачом. Так, если у малыша есть определенные патологии опорно-двигательного аппарата, обычные упражнения могут быть ему категорически противопоказаны.
  • Нагружать деток нужно постепенно, занятия не должны причинять дискомфорт и тем более боль.
  • Заниматься следует минимум спустя сорок пять минут после трапезы.
  • Вялость, слабость, капризность, температура – это категорические противопоказания для ЛФК.
  • Занятия следует осуществлять в хорошо проветриваемом помещении.
  • Нельзя заниматься ЛФК при патологиях сердца, онкологических недугах, склонности к кровотечениям и прочих заболеваниях. При наличии у ребенка любых проблем со здоровьем целесообразность и вид нагрузок физической культурой необходимо обсудить с врачом.

ЛФК может практиковаться даже с детками грудного возраста. Но первые занятия лучше всего проводить под присмотром опытного специалиста.

Детство – это не только то прекрасное время, когда малыш отличается непосредственностью, живостью, любознательностью, а еще это время – когда его детский организм растет и развивается, когда происходит становление всех систем организма. Поэтому очень важно в этот период помогать ребенку, но не только психологически (играть с ним, заниматься, объяснять), но и физически, а именно – заниматься гимнастикой. И делать это необходимо, даже если медициной это не показано. Для ребенка (особенно до года жизни) занятия гимнастикой имеют большое значение, надо сказать – даже больше, чем для взрослого человека. Ведь физкультура оказывает очень благоприятное воздействие и на физическое, и на психическое развитие детей. Благодаря систематическим занятиям физкультурой у детей происходит своевременное возникновение двигательных и речевых навыков, и, в дальнейшем, их правильное развитие и совершенствование.

А если ребенок недоношенный, находящийся на искусственном вскармливании, малоподвижный, если у него плохой аппетит, он нервно возбудим и перенес какое-либо заболевание, то в таких случаях занятия физкультурой особенно необходимы и важны. И очень большую необходимость в занятиях физической культурой испытывают те дети, у которых имеются отклонения в физическом или психическом развитии.

Надо сказать, что ЛФК для детей, которым еще не исполнился год, состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений. Что представляют из себя эти упражнения? Движения, которые ребенок совершает в ответ на какое-либо раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения являются неосознанными. Если человек, занимающийся с ребенком, делает упражнения за него, т.е. ребенок в этот момент пассивен, то тогда такие упражнения называются пассивными. А если ребенок сам выполняет упражнения, все делает самостоятельно, то, соответственно, это – активные упражнения. Также физкультура для детей, как правило, дополняется массажем детей .

Гимнастика для детей от 1,5 до 3-х месяцев.

Надо отметить, что дети этого возраста отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них происходит выявление некоторых врожденных рефлексов. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения. А именно:

  • разгибание позвоночника – ребенок лежит на боку, и у него вызывается рефлекс в результате проведения пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса (упражнение рекомендуется выполнять по 2-3 раза на каждом боку).
  • следующее упражнение – поднимание головы. Рефлекс вызывается при поднимании ребенка, который лежит на животе, одной ладонью, в то время как другая ладонь придерживает малыша за стопы и голени (повторить 1-2 раза).
  • Сгибание и разгибание пальцев стопы – этот рефлекс вызывается, когда ноги ребенка захватываются одной рукой, при этом другая рука сначала надавливает на подошву у корней пальцев, а затем проводит пальцем по наружному краю стопы (упражнение следует выполнять 3-4 раза).
  • И последнее рекомендуемое упражнение – «пританцовывание». Этот рефлекс вызывается, когда ребенка ставят на стол, поддерживая под мышки (выполнять 4-6 раз).

Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев.

Этот возраст ребенка характеризуется тем, что у него устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Поэтому в это время следует делать акцент на пассивные упражнения для грудничков . Необходимы следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине, и ему скрещивают руки на груди (повторить 4-6 раз).
  • Ребенок также лежит на спине, и его поворачивают на живот вправо и влево – пассивное упражнение, при котором ребенка одной рукой держат за стопы, а другой – за руку, согнутую в локте (сначала одну руку, затем – другую) (выполнить 1-2 раза).
  • Разгибание позвоночника и ног – это рефлекторное упражнение, при выполнении которого ребенок удерживается одной рукой под живот, а другой – за ноги, и поднимается над столом (сделать 2-3 раза).
  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится рефлекторное упражнение – отведение и приведение стоп, при котором нужно проводить пальцем (с легким нажимом) по краю и вокруг стопы ребенка (выполнить 2-3 раза).
  • И, наконец, «пританцовывание», о котором говорилось выше (повторить 6-8 раз).

Гимнастика для детей от 4-х до 5 месяцев.

Этот возраст примечателен тем, что у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. В это время с детьми следует заниматься следующими упражнениями:

  • Пассивное упражнение – скрещивание рук ребенка на груди плюс сгибание и разгибание рук (повторить 6-8 раз).
  • Рефлекторное упражнение – ребенок лежит на спине, и производится сгибание головы, позвоночника и ног ребенка, при этом надо взять малыша под спину и ягодицы и удерживать над столом (выполнить 1-2 раза).
  • Затем выполняем пассивное упражнение, которое называется «топание». Для этого голени ребенка обхватываются руками и сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах, стопы опускаются на стол попеременно и обе сразу (повторить 8-12 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот ребенка со спины на живот вправо и влево (выполнить 1-2 раза).
  • Затем следующее рефлекторное упражнение – ребенка приподнимают, держа под живот, и выполняют разгибание позвоночника и ног (сделать 1-2 раза)
  • Пассивное упражнение – «присаживание». При выполнении этого упражнения ребенка кладут на спину, берут его руки выше кисти, отводят их в сторону, слегка потягивая (выполнить 2-3 раза)
  • Вновь пассивное упражнение – приподнимание ребенка на ноги. Ребенок кладется на живот, и его руки, согнутые в локтях, отводятся назад (повторить 2-3 раза)
  • И, наконец, активное упражнение – «переступание». При выполнении этого упражнения ребенка держат под мышки и приставляют стопами к столу (сделать 1 раз)

Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев.

У ребенка в этом возрасте происходит развитие произвольных движений. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают ребенка к ползанию, сидению и стоянию. Рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится пассивное упражнение – поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение – поднимание прямых ног, при котором руками фиксируются колени ребенка и его ноги поднимаются до вертикального положения (повторить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение. Ребенок лежит на спине, и выполняются круговые движения ног в тазобедренных суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево (сделать 1-2 раза).
  • Пассивное упражнение – отведение плеч назад до сведения лопаток. При выполнении этого упражнения ребенок кладется на живот и его руки отводятся назад (повторить 1-3 раза).
  • Ребенок кладется на спину и выполняется пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног (выполнить 3-5 раз).
  • И, наконец, активное упражнение – ползание. Для этого перед ребенком кладется игрушка яркой расцветки, а его стопы фиксируются таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

Гимнастика для детей от 9-ти до 12-ти месяцев.

Этот возраст ребенка характерен тем, что у него развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. Необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Активное упражнение – сгибание и разгибание ног. Можно выполнять из любого положения (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – вставание на ноги. При этом ребенка необходимо поддерживать и направлять (выполнить 1-2 раза).
  • Активное упражнение – наклон и выпрямление туловища. Данное упражнение выполняется, когда ребенок стоит, прислонясь спиной к взрослому, а около его ног кладут игрушку и просят ребенка ее поднять (сделать 2-3 раза).
  • Активное упражнение, заключающееся в доставании игрушки, похожее на предыдущее упражнение, только игрушка располагается на уровне плеч ребенка (выполнить 4-6 раз).
  • Активное упражнение, которое состоит в сгибании и разгибании рук ребенка. Ребенку предлагается обхватить кольца, а затем взрослый тянет за них, сгибая и разгибая руки ребенка (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – приседание. Ребенку предлагается присесть, при этом взрослый должен его придерживать и помогать (выполнить 4-6 раз)
  • И, последнее – ходьба (активное упражнение) . Это упражнение следует выполнять примерно 1-2 минуты.

Каждый родитель должен помнить о том, что физкультура для ребенка должна быть ежедневным занятием, она должна приносить ребенку радость и удовольствие. Старайтесь выполнять все перечисленные упражнения, если вы сами не знаете, как правильно их выполнять, то попросите педиатра, чтобы он вам показал, и в дальнейшем вы уже сами сможете их делать дома.

В 7-летнем возрасте ребенок начинает посещать школу, проводит длительное время за письменным столом. Возрастает нагрузка на нервную систему, позвоночник и суставы. Ничто так плохо не сказывается на здоровье малыша, как гиподинамия.

ЛФК помогает повысить иммунитет, укрепить осанку, улучшить кровообращение и активизировать умственную деятельность.

ЛФК не только позволяет лечить имеющуюся патологию, но выполняет профилактическую функцию. Благодаря регулярным занятиям происходят положительные изменения:

  • повышается сопротивляемость организма к вирусам и бактериям;
  • организм приобретает устойчивость к переохлаждению, перегреванию, скачкам атмосферного давления;
  • активизируется работа головного мозга;
  • снижается гиперактивность, ребенок становится более внимательным и сосредоточенным;
  • нормализуется работа эндокринных органов;
  • улучшается эмоциональный фон;
  • аэробные нагрузки развивают дыхательную и сердечную систему, помогают снизить чувствительность к аллергенам;
  • организм быстрее адаптируется к школьным нагрузкам.

Важно! ЛФК для детей 7 лет помогает формированию правильной осанки, повышает выносливость организма, улучшает координацию движений.

Виды упражнений

Упражнения для детей можно разделить на 2 вида: общеукрепляющие и коррекционные. Последние используются для лечения сколиоза, плоскостопия и другой патологии. Существуют статические упражнения, в ходе которых удерживается определенное положение, и динамические – движения конечностями и туловищем.

В возрасте 7 лет ребенок не способен длительное время выполнять однообразные физические упражнения – ему хочется чего-то нового, интересного, сложного.

Поэтому важно избегать однообразия: чередовать виды движений, менять гимнастические снаряды, исходные позиции. Используются комплексы с палочкой, мячом, возле гимнастической стенки.

Упражнения выполняются стоя, сидя на полу и стуле, лежа на лавочке и коврике. В ходе занятия следует применять игровые и соревновательные элементы – «кто достанет самое высокое яблочко?», «кто дольше удержит мячик на голове?»

Правила занятий

Если у ребенка имеется нарушение осанки, следует посетить ортопеда, сделать рентгенографию позвоночника и получить рекомендации врача. Также следует оценить возможности организма, выяснить отсутствие патологий – заболеваний сердца, суставов, туберкулеза.

Важно! Любой комплекс упражнений должен включать в себя разминку, основную и завершающую часть. Продолжительность занятия с детьми 7-го года жизни составляет 20-30 минут.

Правила тренировок следующие:

  • постепенно увеличивают продолжительность занятия и интенсивность;
  • движения не должны вызывать дискомфорта и боли;
  • занятия проводятся перед приемом пищи или через час после него;
  • после занятия ребенок должен хорошо себя чувствовать, быть активным;
  • оптимальная температура воздуха в помещении – 22 градуса и ниже;
  • в ходе занятий применяются дыхательные, расслабляющие, растягивающие и координационные упражнения.

ЛФК противопоказана при:

  • лихорадке, остром воспалении;
  • миопатии;
  • аритмии;
  • дисплазиях костной ткани, остеопорозе;
  • инфекционных заболеваниях.

Общеукрепляющие упражнения

Ниже представлен примерный комплекс упражнений для детей 7 лет.

  1. Ходьба на месте с поднятием коленей – 30 секунд. Затем движения усложняются: правой рукой дотрагиваться до левого поднятого колена и наоборот.
  2. Стоя возле стены, ступни расположены на 15-20 см дальше от стенки. Прислонить кисти рук к стенке и потягиваться вверх, слегка прогнувшись в грудном отделе (вдох). Спина не соприкасается со стенкой. Опустить руки, прижаться спиной к стене, голову наклонить вперед-вниз (выдох). Упражнение можно усложнить, выполняя его на носочках.
  3. Стоя, руки расставлены в стороны, ноги – на ширину плеч. Приседая, наклониться вбок и дотронуться рукой до ступни – выдох. На вдохе вернуться в вертикальное положение. Выполнить вправо и влево по 6-8 раз. Усложнить: ступни соединить вместе.
  4. Стоя возле стены на расстоянии полутора шагов. Наклониться до пояса, касаясь пальцами вытянутых рук стенки – выдох. На вдохе выпрямиться, отвести руки назад. 6-8 повторов.
  5. Встать прямо, ноги соединить вместе. Согнуть ногу в колене, хлопнуть под ней в ладоши. Повторить для каждой ноги 12 раз. Усложнить упражнение: поднимать вперед выпрямленную в колене ногу.
  6. Поставить по бокам от ребенка по табуреты. Наклоняясь в сторону, хлопнуть рукой по сиденью, выпрямиться, сделать хлопок в ладоши над головой. Выполнить по 10 раз влево и вправо. Усложнить: наклоны в сторону, не сгибая ног в коленях.
  7. Прыжки на месте, руки на поясе – 40 секунд. Усложнить: прыгать, поворачивая корпус на 90 градусов в сторону.

Упражнения при сколиозе

Лечебной физкультуре при сколиозе принадлежит ведущая роль. Комплекс упражнений при сколиозе 1 степени включает в себя следующие части:

  • разминка;
  • лежа на спине;
  • лежа на животе;
  • стоя.

В начале занятия инструктор предлагает подойти к стенке и проверить осанку. Следует повторить с детьми, как правильно стоять: голова, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны находиться на одной линии. Затем детям предлагается походить на четвереньках 2-3 минуты.

Лежа на животе

Тренировка направлена на укрепление мышц брюшного пресса.

  1. Вытяжение позвоночника. Лежа, потянуть руки и ноги как можно дальше от туловища – 15 сек. Повторить 4 раза.
  2. Велосипед. Имитировать движения ногами, как при езде на велосипеде. Ступни держать на расстоянии 20 см от пола. Сделать 3 подхода по 30 сек.
  3. Махи ногами в вертикальном и горизонтальном направлении. 3 подхода по 30 сек. При выполнении махов в горизонтальном направлении держать ноги как можно ближе к полу.

Лежа на животе

Упражнения предназначены для укрепления мышц спины и выпрямления позвоночника.

  1. Лежа на животе потянуть руки и ноги как можно дальше от корпуса. 4 повтора по 15 секунд.
  2. «Плавание». Лежа на животе, лоб прижат к тыльной стороне ладоней. Одновременно приподнять голову, плечи, руки и ноги, выполнять движения руками, имитирующие плавание брассом.
  3. Лежа, голова прижата к кистям. Приподнять правую ногу и совершать ею махи в сторону, повторить для левой ноги.
  4. И.П. – то же. Взмахнуть ногой вверх, отрывая бедро от пола.
  5. И.П. – то же. Приподнять верхнюю часть туловища, развести руки в стороны, ладони развернуть к потолку. Удерживать положение 15 сек. Повторить 4 раза.

Упражнения стоя

  1. Круги руками. Кисти прислонить к плечам, вращать руки назад, амплитуда не должна быть слишком большой.
  2. Стоя, руки в стороны, ладони обращены вверх. Приподняться на носочках и присесть, выпрямиться. Повторить 10 раз.

Важно! Комплекс упражнений при сколиозе 2-4 степени подбирается индивидуально.

Упражнения на растяжение при сколиозе лучше выполнять на фитболе, а не на перекладине. Все движения выполняются в умеренном темпе, сочетаются с напряжением мускулатуры.

Упражнения при плоскостопии

Причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата голеностопного сустава и стопы. При плоскостопии происходит неравномерное распределение нагрузки на позвоночник и суставы, что в дальнейшем грозит нарушением осанки. Чем раньше будет начата лечебная гимнастика, тем быстрее стопа приобретет правильное положение.

  1. Ходьба на носочках и пяточках.
  2. Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни.
  3. Захватывание палочки пальцами ног.
  4. Ходьба с согнутыми пальцами.
  5. Перекатывание палочки или мячика стопой.
  6. Ходьба по бревну.

В теплое время года малышам будет полезно походить без обуви по траве или песку. Мероприятие повышает иммунитет, укрепляет мышцы ног, закаливает организм.

Вывод

ЛФК для детей – это не только комплексы гимнастических упражнений. Полезно заниматься в бассейне, бегать, ходить на лыжах. Если вы занимаетесь с ребенком дома, используйте самые простые упражнения, но делайте их регулярно.