Для начинающих

Биоэнергопластика в логопедической работе. Биоэнергопластика как инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии. с применением биоэнергопластики

Биоэнергопластика в логопедической работе. Биоэнергопластика как инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии. с применением биоэнергопластики

МБДОУ "Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида"

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов - логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени - школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики - это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» - упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» - пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» - пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» - кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» - кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» - кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

План работы по самообразованию логопеда по использованию биоэнергопластики.

Просмотр содержимого документа
«Использование биоэнергопластики в логопедической работе.»

Индивидуальный план самообразования

на 2018-2019 учебный год

тема : «Использование биоэнергопластики в логопедической работе.

Нетрадиционные методы по развитию и коррекции речи»

Составила учитель-логопед

высшей квалификационной

г. Суоярви

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться плакать, но при этом

Должны мы научится ГОВОРИТЬ.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развитие координации артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, произвольного внимания,

активизация межполушарных взаимосвязей.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

1) Исследовать понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи с

артикуляционной гимнастикой и кинезиологией;

в коррекции речевых нарушений.

Выявить и проанализировать необходимость использования данного метода в коррекционной работе;

3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать

упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со

сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);

4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению

данного метода;

5) Проанализировать результативность работы.

6) Пополнить развивающую среду кабинета.

Этапы работы:

Этап

Название

Срок выполнения

Организационно-ознакомительный

Сентябрь-ноябрь 2018г.

Основной

Заключительный

Апрель - май 2019г.

Методы:

    Поисковый;

    Исследовательский;

    контроля и самоконтроля;

    репродуктивный.

Предмет: Процесс коррекции артикуляционной моторики с элементами биоэнергопластики у старших дошкольников в группах «Звездочки», «Барбарики» и «Дельфинчики»

Объект: артикуляционный аппарат у детей.

Проблемы

Результат

Форма отчетности

Срок выполнения

Организационно- ознакомительный

Сентябрь-ноябрь 2018г.

Изучение методик артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики в соответствии с ФГОС

Влияние артикуляционной

Гимнастики с биоэнергопластикой

на развитие и коррекцию речи

1. Изучение научно-методической литературы:

Теоретические статьи

Статьи практического характера, опыт работы других учителей-логопедов.

2. Изучение нормативно-правовой базы:

Конспектирование теоретического материала, накопление статей практического характера.

Подбор материалов для работы в ДОУ по ФГОС

Сентябрь 2015г.

Основной

Ноябрь - апрель 2018-2019гг.

Повышение уровня теоретических и практических знаний по организации использования методики артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Обобщение материала по использованию методик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Разучивание арт. гимнастики;

Самостоятельная деятельность детей;

Выполнение арт. гимнастики на занятиях

1. Изучение и систематизация материала по использованию методик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:

Конспектирование статей, переработка материала, накопление теоретического и практического материала.

2. Изучение методик и направлений по проведению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:

Разучивание гимнастики;

Усвоение навыков движения арт. аппарата и руки

Самостоятельная деятельность детей.

1. Проведение практикума для воспитателей "Методика проведения артикуляционной гимнастики".

2. Оформление папки -передвижки "Артикуляционная гимнастика".

3. Изготовление памятки для родителей "Комплексы артикуляционной гимнастики"

4. Оформление картотеки артикуляционной гимнастики.

5. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях".

6. Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

7. Показ открытого занятия на родительском собрании с применением артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики

Сентябрь 2015г.

Октябрь 2015г.

Ноябрь 2015г.

Декабрь 2016г.

Февраль 2016г.

В течении 2015-2016 учебного года

Апрель 2016г.

Заключительный

Обобщение опыта по теме самообразования

2. Составление презентации " Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

2. Презентация гимнастики

Литература:


1.Бушлякова Р.Г. « Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2011

2.БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика, СП.,2009

3.Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.Развитие психофизической базы речи у детей
с нарушениями в развитии
4.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. М, 2011
5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи;
6. Нищева Н.В» Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»;
Тетради – тренажеры «С –Ш – З – Ж»; « Л, Л мягкий»
« Р, Р мягкий» для автоматизации и произношения звуков
изд – во « Детство – Пресс», 2016
7.Сековец Л.С. «Изучение особенностей психофизического развития в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений» Н.Н,2009 год
8. Степанова Е. Л. « Стихи для автоматизации звуков у детей 4 – 6 лет
(речевой материал для работы с дошкольниками
с нарушением звукопроизношения –
свистящие, шипящие, сонорные), изд – во «Гном» 2014

9.Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,1997
10.ЧетверушкинаН.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений
для детей 5 – 7 лет - М Гном, 2001

11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М., 1999.

Из опыта работы педагога ДОУ. Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками

Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: Разработка содержит теоретический и практический материал по использованию биоэнергопластики. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с нарушениями речи.
Цель : развитие артикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики.
Задачи:
-укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процесс;
-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе. Наиболее распространенным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков в речи. Логопедическая коррекционная работа с детьми с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. На первом этапе по формированию правильного звукопроизношения используется артикуляционная гимнастика. Она способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, а это помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Ученые, которые изучали деятельность детского мозга и психику ребёнка, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. В книге «Мозг и его деятельность» В.М. Бехтерев отмечал, что люди, которые много пишут, должны и хорошо говорить. Он считал, что развитие моторного и речевого центров находятся в прямой зависимости друг от друга.
Английский психолог Д. Селли огромное значение придавал «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова отмечала, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от их пальцев, (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц пальцев рук). Эту закономерность необходимо использовать в работе не только при своевременном развитии речи у детей, но и в случае задержки развития моторной стороны речи.
На рисунке канадского невролога У. Г. Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в коре больших полушарий головного мозга. Большие размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на развитие речи.


Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи и установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи отмечали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует или пишет непроизвольно высовывает язык.
Ястребова А.В. и Лазаренко О.И. отмечали, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Для этого в своей работе учителя–логопеды эффективно используют артикуляционную гимнастику, которая включает совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био - человек как биологический объект: энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Таким образом, биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп.
Элементы биоэнергопластики отражены и в системах развития интеллекта методами кинезиологии - науки о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Это еще один важный аргумент в пользу использования биоэнергоплатики, так как под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. При этом совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.


Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов .
1. На подготовительном этапе проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей: губ, челюсти, языка.
2. На следующем этапе дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата и выполняют упражнения для губ, языка и челюсти традиционными артикуляционными упражнениями.
3. На основном этапе дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными.
4. Далее дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку.
5. Затем дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, сопровождая движениями обеих рук.
6. На заключительном этапе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой дети выполняют с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры.
Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу.
Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.
Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения языка и специальные движения кистей и пальцев рук.


Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению артикуляционных движений одновременно с работой кисти, движения должны быть ритмичными и четкими.

Упражнения по биоэнергопластике

«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.
«Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
«Слоненок»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.
«Часики»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кон¬чик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.
«Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.
«Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.
«Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.
«Кошка сердится»
Рот открыть. Кончик языка упиреть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.
«Гармошка»
Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.
«Грибок»
Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, от-крыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.
«Дятел»
Стучать кончиком языка за верхними зубами и произ¬носить: «д - д - д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать по ладони другой руки.
Использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью коррекционной логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства.
Литература:
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - М.: Детство-Пресс, 2011.
2. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 92-94.

Анастасия Трубицина
Биоэнергопластика в логопедической работе

Использование биоэнергопластики в логопедической работе .

Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности. Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика .

Биоэнергопластика («био» - человек как биологический объект; «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме . Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Биоэнергопластика :

оптимизирует психологическую базу речи;

улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;

способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика) . Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама ) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап – заключительный.

Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики .

1. «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем :

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

2. «Лягушки»

Подражаем мы лягушкам :

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

3. «Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

12. «Лошадка»

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Публикации по теме:

Использование новых технологий в логопедической работе По данным З. А. Репиной «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в «строго определенных закономерностях, в которых каждое.

К сожалению, число детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Всё чаще у дошкольников наблюдаются тяжёлые нарушения речи,.

Закрепить, систематизировать материал по какой-либо теме поможет использование в работе лэпбука, самодельной картонной папки с кармашками,.

Использование технологии цветотерапии в логопедической работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад – №25» Выступление из опыта работы: «Использование.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая технология-биоэнергопластика» Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средства стимулирования речевого развития детей дошкольного возраста.

В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара. Представлены этапы и последовательность коррекционной работы при формировании атикуляционной моторики с применением биоэнергопластики. Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии «биоэнергопластика»

в коррекционной работе учителя-логопеда

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей является решение этих проблем через применение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, повысить мотивацию детей, ускорить процесс усвоения новых знаний.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией, это дети с особыми возможностями здоровья.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и моторной сфере, мы применили в своей практике инновационную технологию – биоэнергопластика.

Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. «Биоэнергопластика» включает с себя три основных понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. В коррекционной работе наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. При выполнении артикуляционного упражнения рука, как бы «дублирует» положение языка , нижней челюсти, губ. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику, развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве.

Артикуляционные упражнения в биоэнергопластике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов групп звуков. Комплексы упражнений подбираются после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов.

Работа по биоэнергопластике проводится в несколько этапов:

1 этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)

Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

  • Обследование строения и подвижности органов артикуляции проводятся общеизвестными методами, данные заносятся в речевую карту.
  • Составление заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения
  • Подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков. Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на определенное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений.

2 этап: Подготовительный (сентябрь)

Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.

  • Ознакомление со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями, используя артикуляционные сказки. При выполнении упражнений логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнять упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки.

3 этап: Основной (октябрь - апрель)

Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.

  • Проведение артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики, как статических, так и динамических упражнений

4 этап: Автоматизация умений (октябрь - апрель)

Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.

  • Самостоятельное выполнение движений ребёнком, а учитель-логопед сопровождает выполнение упражнений, рассказыванием сказок.

Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Логопед следит за правильным выполнением упражнений. Для разнообразия используем перчаточный, теневой, пальчиковый театры; подбираем или придумываем артикуляционные сказки, разные истории-путешествия сказочных героев. Занятия проводим индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей.

Все полученные знания на коррекционных занятиях, дети закрепляют дома с родителями. С этой целью с семьями воспитанников устанавливаем партнёрские отношения. Для повышения педагогической культуры среди родителей проводим семинары-практикумы, игровые тренинги:

  • знакомство с органами артикуляции;
  • особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков;
  • со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой;

Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Применение биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевой патологией.

Список литературы:

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.

Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

О йога-данс или биоэнергопластике – интернет-ресурс.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры речи у детей пяти лет. М.:Арктур, 2001.

Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999.