Бег

Основы техники и тактики в лыжных гонках. Лыжные ходы. Теория к урокам по лыжной подготовке в школе. А) подвижных и спортивных игр

Основы техники и тактики в лыжных гонках. Лыжные ходы. Теория к урокам по лыжной подготовке в школе. А) подвижных и спортивных игр

После приобретения всего необходимого для лыжного спорта, тренировок по катанию, начинающий спортсмен должен узнать теорию борьбы за первенство на лыжне. Рассмотрим приёмы соперничества на лыжне.Повезло лыжникам, у которых по жеребьевке последние номера. Есть возможность контролировать соперников. Тактика в этом случае заключается в том, чтобы в первой части дистанции равняться на лидера соревнований, не допуская разрыва более 15-20 сек, но, не обгоняя его, сэкономить силы для энергичного финиша.

Стартующим первыми,предпочтительны следующие методы:

а) идти по своим силам, сохраняя скорость

б) сохранять позицию со старта, а затем удерживать достигнутый разрыв на второй половине дистанции. Первый, упомянутый - тактика на лучший результат, второй - тактика отрыва (сильного начала). Все указанные методы с успехом применяются известными лыжниками. В соревнованиях на короткие дистанции применима в основном тактика на лучший результат.

В непосредственной близости с соперниками тактика более разниться.

1. - оторваться от противника, или попасть в группу лидеров. В парном старте это выгодно, когда противник слабее или начинает гонку относительно медленно, или, когда вскоре после старта будет спуск, где почти всегда выгоднее идти первым. При общем старте надо делать сильный бросок в том случае, если спортсмен занимает место в центре стартующих. Тогда необходимо как можно быстрее вырваться вперед, чтобы не попасть в «кучу», где происходит активная борьба между всеми участниками за лучшее место на лыжне.

2. - отпустить часть лыжников вперед, или сильного лидера разумно пропустить вперед, ведь легче идти следом за ним.

К приемам второй группы относятся те случаи, когда противник находится впереди, например, используется в качестве лидера. Нагнав, бегущего впереди, спортсмена или, пропустив вперед пристроившегося сзади участника, стремиться -не отпустить его, а держаться за ним возможно ближе. Лидер, чувствуя за собой противника, может попытаться уйти, прибавив скорость. В таком случае надо не отставать, ведь противнику тоже трудно идти, он долго не выдержит высокого темпа. Если же противник сделает бросок неожиданно или настолько сильно, что спортсмену невыгодно его принять, нужно усилить ход и снова приблизиться к лидеру.

Идти за противником целесообразно только тогда, когда, он примерно равен по силе, и особенно если противник идет быстро, но с напряжением. Потом его легче обойти. Заслуживает также внимания прием постепенного «поджимания» противника. Цель его - заставить противника нарушить привычный темп и ритм движения. Каждый лыжник должен найти для себя наиболее соответствующие его физическому развитию соотношения частоты и длины шагов. Нужно стремиться сохранять это соотношение возможно более постоянным как на равнине, так и во время преодоления подъемов. Чем круче склон, тем больше силы, которые противодействуют движению лыжника поэтому чтобы не очень увеличивать величину усилий ног и рук при отталкивании, но существенно не снижать скорость, увеличивают частоту шагов, а длина шагов при этом уменьшается. Однако некоторое увеличение усилий при подъемах в горы все же неизбежно. Как же снизить их неблагоприятное влияние?

Во-первых, нужно повышать приспособляемость организма к резким изменениям интенсивности работы, включая в тренировку повторные ускорения с предельной и около предельной интенсивностью.

Во-вторых, важно уметь выравнивать нагрузки при движении по пересеченной местности. После подъемов должно следовать соответствующее снижение нагрузки, после чего ее снова можно повышать до средней величины. Лыжнику, не очень уверенному в своих силах, лучше вначале идти с интенсивностью несколько ниже средней. Когда новоиспеченный лыжник покупает экипировку, перед ним встает трудная задача выбора беговых лыж. Можно обратиться в магазин беговых лыж с широким ассортиментом беговых лыж, креплений, ботинок, палок, одежды, аксессуаров. Всё для лыжных прогулок, тренировок и гонок Вы можете найти у нас, где представлены бренды Fischer, Salomon, Atomic. Здесь предлагаются комплекты беговых лыж именитых производителей по заманчивым ценникам.

Комплект беговых лыж – подходящее решение для тех, у кого нет времени на розыск лыжных аксессуаров отдельно. Ведь они состоят из пластиковых или деревянных лыж, креплений и лыжных палок, отобранных по стилю, возрасту и способностям лыжника.

Кызылжарская СШ

План – конспект

открытого урока

по физической культуре

в 8 классе

Раздел "Лыжная подготовка"

Тема "Обучение элементам тактики

лыжных гонок"

Подготовил и провёл

учитель физической культуры

Кенжебаев Н.К.

2014/15уч.год.

Раздел "Лыжная подготовка"

Тема "Обучение элементам тактики лыжных гонок"

Тип урока: Обобщение по разделу.

Цели и задачи:

обучающие:

а) повторить подъемы на склон "Лесенкой", "Елочкой";

б) продолжить обучение прохождения дистанции 1500м.(д) 2000м.(ю);

в) обучить элементам тактики лыжных гонок;

г) ознакомить с трассой соревнований, на которой будут приниматься контрольные нормативы.

развивающие:

Развитие координации движения, чувства равновесия, выносливости

воспитательные:

а) воспитание устойчивого интереса к урокам лыжной подготовки и бережного отношения к лыжному снаряжению;

б) способствовать воспитанию чувства товарищеской взаимопомощи.

Место проведения занятий:

Спортивная площадка, прилегающая к школе территория.
Спортинвентарь : секундомер, лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки.

Подготовительная часть (10 мин)

Выход на улицу, передвижение класса строем в колонну по одному к месту занятий. Построение с лыжами в руках в шеренгу. Рапорт дежурного учителю. Приветствие. Сообщение задач урока. Выполнение строевых упражнений с лыжами в руках «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Надевание лыж. Передвижение к месту занятий. Инструктаж по техники безопасности.

«Здоровье не всё, а все без здоровья – ни что»

Основная часть (32 мин)

    Выполнение учащимися подъема на склон способами «Лесенкой»-повт.-4-6р., «Елочкой»-повт.-4-6р.

Устойчивость лыж на склоне зависит от угла наклона скользящей поверхности лыжи к горизонту. Для обеспечения надёжной опоры лыж на склоне необходимо:

а)увеличить сцепление лыж со снегом;

б)уменьшить угол наклона лыжи;

в)опираться на палки.

При подъёме верхняя часть туловища лыжника наклонена вперёд длина шага уменьшается, при этом каждый толчок ногой сопровождается толчком рукой.

Подъём "лесенкой"

Ученик стоит боком к склону и лыжи располагаются поперёк склона так, чтобы верхняя лыжа была на наружном, а нижняя -на внутреннем ребре. Палки переставляются поочерёдно.Опираться следует на обе палки. Особенно хорошо надо втыкать в снег нижнюю палку, потому что сила тяжести с тела переносится именно на неё.

Подъём "ёлочкой"

Выполняется так: ученик ставит ноги наискось под углом друг к другу.При этом наступает пятками лыж. Угол между двумя лыжами завист от крутизны склона.

2.Спуски со склонов:

лыжи чуть уже плеч, одна немного выдвинута вперёд(так вы будете чувствовать себя устойчивее), ноги слегка согнуты. Руки с палками слегка разведены в стороны(так вы будете сохранять равновесие), туловище чуть наклонено вперёд. Такая поза способствует уменьшению сопротивления силы ветра и хорошей скорости на спуске.

3. Торможение плугом:

Выполняется за счёт сведения носков лыж и разведения пяток в стороны. Встаньте на лыжи, слегка присядьте, выпрямитесь и скользящим движением разверните в стороны пятки лыж, а носки сведите вместе(положение лыж напоминает старинное орудие для обработки земли - плуг; отсюда и название).

4.Повороты при спусках, переступанием:

Поворот переступанием выполняется как одной, так и другой лыжей. При повороте налево нужно силу тяжести перенести на правую ногу, согнуть правое колено и повернуть налево.

5. Выполнение учащимися конькового хода.

Лыжник во время этого хода движется, наподобие конькобежца. Поэтому такой вид называется "коньковым". Во время этой ходьбы идущий с силой давит на лыжи с внутренней стороны, двигается, перекладывая тяжесть тела с одной ноги на другую, при активном действии руками. Отталкивание палками осуществляется в соответствии с попеременными движениями ног. На ровных участках лыжни отталкивание происходит одновременно палками и ногами. Чередование движении руками и ногами происходит одновременным или попеременным способами.

Коньковый ход можно применять и при обычном беге на лыжах: можно одной ногой долгое время идти коньковым ходом, а другой - скользить, ставя лыжу прямо. Этот метод называют (односторонним коньковым ходом).

а) коньковый ход повт.-4-6р.

б)односторонний коньковый ход.повт.-3-4р.

4. Обучение тактике лыжных гонок:

а) показ учителем;

б) выполнение учащимися под счет;

в) выполнение самостоятельно на отрезке 40 м.

5. Знакомство с трассой соревнований, прохождение дистанции 1500 м.(д)2000 м.(ю) с соревновательной скоростью.

6.Подвижная игра "Снайперы".По склону вдоль лыжни
устанавливаются мишени:3-штуки (справа 2 и 1 слева).
-"Снайпер" скатывается с горки и во время проезда мимо мишени должен поразить цель. Скатываться без палок.

Заключительная часть (3 мин)

Построение класса.

Краткое подведение итогов.

Задание на дом

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Гид Team Russia поможет вам разобраться со всем, что связано с лыжными гонками.

Лучшие атлеты в лыжных гонках объединены в сборную команду страны. Принадлежность к тому или иному спортивному клубу в большинстве случаев не является определяющей. Главные старты в лыжных гонках: Кубок мира, чемпионат мира (проходит раз в два года) и Олимпийские игры (раз в четыре года).

Кубок мира

В формате, более или менее похожем на нынешний, Кубок мира появился в 1981 году, объединив крупнейшие старты планеты - главным образом, конечно, Европы. Кубок мира традиционно стартует в Лапландии в конце ноября, а заканчивается в середине марта в шведском Фалуне. За этот период спортсменов ждёт более 30 стартов.

За победу в гонке начисляется 100 баллов, за второе место - 80, за третье - 60 и так далее, до 30 места. Баллы идут в общий зачёт Кубка мира. В конце сезона спортсмену, заработавшему больше всего кубковых баллов, вручается Большой хрустальный глобус. За победу в спринтерском зачёте вручается Малый спринтерский хрустальный глобус, за победу в дистанционном (только длинные гонки) зачёте - Малый дистанционный хрустальный глобус. К вопросу о дисциплинах мы ещё вернёмся.

Именно старты Кубка мира - главные гонки в календаре спортсменов. На них они ориентируются при подготовке к чемпионатам мира и Олимпийским играм. Можно сказать, это гоночная и профессиональная база атлета.

Тур де ски

Входит в зачёт Кубка мира, но выведен в отдельную очень престижную номинацию. Впервые был проведён в 2006 году по образцу велосипедных многодневок: 9 дней, 7 гонок, один-два этапа обычно спринтерские, остальные - дистанционные. Проходит в центральной Европе: Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Чехия. Существует общий зачёт, система очковых модификаций и промежуточных бонусных отметок. Очки идут в общий зачёт Кубка мира, но за победу на гонке дают лишь 50 баллов, зато в итоговом общем зачёте очки удваиваются.

Чемпионат мира

Чемпионат мира по лыжным видам проходит раз в два года, обычно в феврале, и включает всю программу дисциплин: спринт, командный спринт, индивидуальную гонку, скиатлон (ранее - масс-старт на 30 км), эстафету и лыжный марафон. Результаты на чемпионатах мира не трансформируются в очки зачёта Кубка мира - спортсмены бьются только за медали.

Олимпийские игры

Игры для лыжника-гонщика похожи на чемпионат мира - те же шесть гонок и такая же система. Игры проходят раз в четыре года, поэтому олимпийская медаль - самая ценная награда для любого спортсмена. Впрочем, выиграть общий зачёт Кубка мира, вероятно, даже сложнее.

Марафонская серия Ski Classic

Эта элитная серия включает в себя несколько классических европейских лыжных марафонов с историей. Тут нет национального деления, зато есть деления спортсменов на команды - как в профессиональном велоспорте. Почти все марафоны проводятся классикой и бегут её последние годы модным и быстрым даблполингом (одновременным бесшажным). Среди самых известных марафонов: Марчалонга, Васалоппет, Сгамбеда.

Ещё есть марафоны, объединённые в серию Worldloppet, которые проводятся по всему миру - от Америки до Японии. И российский аналог - Russialoppet, но все эти три серии не попадают на российское телевидение.

Дисциплины в лыжных гонках

Спринт. Состоит из квалификации и финальной части. В финальную часть попадает 30 лучших спортсменов из квалификационного забега, длительностью как правило 1,5 километра. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В каждом четвертьфинале бежит по шесть человек, то есть всего пять забегов. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега и ещё двое лучших по времени среди занявших места ниже второго - лакилузеры (luckylosers). В полуфинале действует такая же формула, в финале побеждает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу кубкового сезона, а также на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Команды формируются из двух представителей одной национальной сборной. В рамках командного спринта участники проходят по три спринтерских этапа, сменяя друг друга. Дисциплина с реальным спринтом имеет мало общего, поэтому здесь хорошо себя чувствуют стайеры и даже марафонцы - нужно много скоростной выносливости.

Гонка с раздельным стартом (индивидуальная гонка). Проводятся довольно часто и на разных дистанциях. На чемпионатах мира и Олимпийских играх традиционная дистанция для индивидуальных гонок - 10 км для женщин и 15 км для мужчин, однако в рамках этапов Кубка мира и многодневок дистанция может варьироваться.

Гонка преследования. Проводится на «Тур де ски» и ещё один раз в конце кубкового сезона на шведской мини-многодневке. Гонщики стартуют по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Гонка с массовым стартом, где половина дистанции проводится классическим стилем, а другая половина - свободным, со сменой лыж в специальной транзитной зоне. Мужчины бегут 15 км классическим стилем и 15 км коньковым. Женщины - 7,5 + 7,5. Во время многодневок дистанция зачастую короче.

Масс-старт. Традиционные гонки с общим стартом, где большая группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определённую дистанцию. Самая популярная гонка с общего старта - марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок.

Эстафета. Командная гонка, в каждой команде по четыре спортсмена. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространённый формат дистанции для женщин - 4 х 5 км, для мужчин - 4 х 10 км.

Рассказывает Алексей Барышников – лидер команды ABST, тренер, в прошлом профессиональный спортсмен, призер российских и международных соревнований.

Смазка лыж.

На длительные тренировки и сам марафон рекомендую класть базовый и гоночный парафин чуть более холодный, чем погодные условия. Если температура воздуха ниже 10 градусов мороза, то, не задумываясь, кладем самый морозный парафин. Он более жесткий, следовательно, более износоустойчив и смазки хватит на бОльшую часть дистанции, чем если класть по погоде.

Тактика на лыжном марафоне. Самое интересное)

Как показала практика, у нас в стране со старта первые пару километров почти все участники бегут как-будто за олимпийскими медалями, несутся сломя голову. Потом народ успокаивается и продолжает в своем темпе – кто на что готов. При этом на старте все стараются встать, как можно ближе вперед. В Европе несколько иначе – там люди изначально встают по силам и спокойно начинают и продолжают гонку. Это надо учитывать при выборе места (геолокации) старта.

На старте, если вы бежите первый раз или у вас недостаточно опыта, лучше встать с краю, так риск попадания в завал становится меньше. Со старта первые несколько сот метров следует идти более короткими шагами, стараться не отбрасывать далеко назад палки, так как в пылу стартовой эйфории другие участники легко могут их сломать.

Бежать одному 50 километров очень тяжело, поэтому старайтесь найти человека или группу по силам и работать вместе, по очереди выходя вперед. Никто не любит «рюкзаков», кто сидит сзади и не выходит поработать вперед, поэтому старайтесь не уподобляться таким людям и честно отрабатывать свои смены. Это правило работает для тех, кто не борется за победу. В противном случае, можно схитрить и сделать вид, что вы еле держитесь в группе и поэтому выходить на смены вам тяжело и скорость группы будет падать. Но если вы так будете делать регулярно на каждом старте, то отношение к вам у других участников будет соответственным и никто «джентельменится» с вами не будет. Можно договориться с другими участниками и меняться каждые 3-4 минуты, так общая скорость вашей группы будет выше.

Чтобы на финише опередить конкурентов, наблюдайте за ними по ходу дистанции, как у них катят лыжи со спусков по сравнению с вашими, как они проходят равнинные и горные участки трассы, определите сильные и слабые стороны соперников и предпринимайте решающее ускорение в выгодном для вас месте. Но помните, другие участники также могут присматриваться к вам и использовать ваши слабые стороны против вас.

В совокупности, хорошая физическая подготовка, продуманная тактика, хорошо катящие лыжи и качественное питание на дистанции приведут вас к высоким результатам!

Последовательность движений в полуконько­вом ходе следующая Лыжник скользит на опор­ной ноге (лыже). Лыжа толчковой ноги подно­сится к опорной и ставится на снег так, чтобы ботинок находился рядом и чуть впереди ботин­ка опорной ноги.

ЭЛЕМЕНТЫ ТАКТИКИ ЛЫЖНЫХ ГОНОК - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ПО ДИСТАНЦИИ, ОБГОН, ЛИДИ­РОВАНИЕ И ФИНИШИРОВАНИЕ 8-9 КЛАСС

Распределение сил по дистанции - этим так­тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев­новательной скоростью.

ПЕРЕХОД С ХОДА НА ХОД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ДИСТАНЦИИ И СОСТОЯНИЯ ЛЫЖНИ 8-9 КЛАСС.

Напом­ним, что ответы на вопросы, где и в каких условиях применяется тот или иной ход, были даны и объяснены при изучении техники лыж­ных ходов. Рельеф местности и состояние лыж­ни меняются на дистанции многократно. Поэтому лыжник должен уметь без потери скорости пере­ходить с одного хода на другой. Вначале пояс­ним применение ходов на лыжне, не подготов­ленной для конькового хода.

ПЕРЕХОД С ОДНОВРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ПОПЕРЕМЕННЫЕ 8-9 КЛАСС

Переход с одновременным выносом рук (рис. 3, 1 - 7). После отталкивания двумя руками, выпрямляясь, лыжник выносит руки впе-ред (1, 2). Далее отталкивается ногой, например правой, и переносит массу тела на другую ногу; в это время ставит на снег правую палку (3, 4). С толчком левой ноги лыжник отталкивается правой палкой, перенося массу тела на правую ногу (5, 6, 7), ставит на снег левую палку и далее идет попеременным ходом. При переходе с разноименным выносом рук с первым шагом лыжник выносит разноименную руку и далее идет попеременным ходом.

ПОПЕРЕМЕННЫЙ ЧЕТЫРЕХШАЖНЫЙ ХОД.ПЕРЕХОД С ПОПЕРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ОДНОВРЕМЕННЫЕ.ВЫХОД СО СКЛОНА И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНТРУКЛОНА. 8-9 КЛАСС

Приме­няется на равнине и подъемах малой крутизны при плохой опоре на палки, а также при пере­ходах с одного хода на другой. Цикл движений состоит из четырех скользящих шагов. С первыми двумя шагами палки пооче­редно выносятся вперед, с последними произ водятся поочередные отталкивания палками. Скользящие шаги выполняются так же, как и в попеременном двухшажном ходе. Палки выно­сятся вперед прямолинейным движением, что способствует сохранению и увеличению скорости скольжения за счет силы инерции маха. По коор­динации этот способ является одним из самых сложных (рис. 1, 1 -8).

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В 8-9 КЛАССАХ

Уроки лыжной подготовки в 8-9 классах отличаются прежде всего тренировочной направ­ленностью. Чтобы успешно подготовиться к сда­че учебных нормативов, юношам и девушкам необходимо на учебной лыжне вы­полнить достаточно большой объем тренировоч­ной работы, в основном переменной интенсив­ности. Об этом красноречиво свидетельствуют учебные нормативы.

ЛЫЖНЫЕ ОДНОДНЕВНЫЕ ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕС

Мы приняли решение, сегодня отправляемся в лес на весь день кататься на лыжах, ребенка обязательно берем с собой, особенно если ему уже исполнилось пять лет. В следующий раз он послужит для нас взрослых прекрасным мотиватором, поскольку это путешествие ему однозначно понравится. Необходимо только все правильно организовать, опыт по катанию можно приобретать непосредственно в лесу на лыжне .


    :: игры на лыжах::
      Подвижная игра на лыжах «Занять место»
      Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается.
      Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

      Подвижная игра: «Нападение акулы»
      Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

      Подвижная игра: «Салки на горке»
      Эта игра аналогична игре в салки, но проводится на горке. Основное назначение игры – совершенствование выполнения спусков, поворотов, торможений и подъёмов.

      Подвижная игра: «Казаки-разбойники»
      На площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы («казаки» и «разбойники»). Разбойники разбегаются по площадке и через 1 мин казаки начинают их ловить. Осаленного разбойника казак отводит в тюрьму. Разбойник идёт сам и не сопротивляется, а казак его лишь сопровождает. Если во время сопровождения казак убежит, не доведя разбойника до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме разбойники располагаются вдоль стены и не могут перемещаться. Хотя бы один казак должен находиться в тюрьме, т.к. разбойники могут выручать сидящих в тюрьме. Если свободный разбойник забежит в тюрьму и осалит сидящего там разбойника, то становится свободным. При этом освободившийся тоже может освобождать других разбойников. Игра заканчивается, когда всех разбойников посадят в тюрьму.

      Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"
      Содержание. Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.

      КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 8 классе


      КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 5 классе


      Конспект игрового урока лыжной подготовки в 5 классе