Питание

Виды контроля в спортивной тренировке. Тема: «контроль и управление в спортивной тренировке. Министерство образования и науки Украины

Виды контроля в спортивной тренировке. Тема: «контроль и управление в спортивной тренировке. Министерство образования и науки Украины

Контроль – это операция, при помощи которой определяется соотношение между содержанием тренировки и ее следствием. Он тесно связан с планированием. Только на основе данных контроля над динамикой функционального состояния спортсмена, его спортивных результатов, общей и специальной подготовленности можно составлять планы подготовки, корректировать их выполнение, осуществлять управление процессом тренировки.

Основным источником информации об эффективности тренировочного процесса является педагогический контроль, в котором учитываются и другие сведения, например,
данные врачебных наблюдений.

Педагогический контроль – это процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Главной задачей педагогического контроля является получение информации об основных результатах тренировочного процесса, это:

    состояние спортсмена;

    тренировочные и соревновательные нагрузки, поведение спортсменов при их выполнении;

    уровень технической подготовленности;

    спортивные результаты.

Основное в педагогическом контроле – это оценка состояния, характерного для спортсмена в определенный момент тренировочного процесса.

В теории спорта выделяются три ведущие формы педагогического контроля над состоянием спортсмена: поэтапный, текущий, оперативный контроль.

Поэтапный контроль, цель которого – оценить перманентное состояние спортсмена в течение относительно длительного времени: недель, месяцев; эта форма контроля дает информацию о степени подготовленности спортсмена на том или ином этапе круглогодичного процесса; на ее основе ставятся поэтапные задачи тренировки, планируются результаты выступлений;

Текущий контроль, цель которого – определить колебания в состоянии спортсмена
в микроциклах тренировки.

Оперативный контроль, цель которого – экспресс оценка того состояния, в котором в данный момент находится спортсмен.

При поэтапном контроле источником информации о состоянии спортсмена могут служить:

    материалы комплексного обследования спортсменов по широкой программе с использо-ванием специальной аппаратуры;

    результаты контрольных испытаний, соревнований, прикидок;

    итоговые данные педагогических наблюдений за спортсменами и анализ их дневников;

    данные диспансерного обследования.

При текущем и оперативном контроле источником необходимой информации являются:

    данные педагогических наблюдений за поведением спортсменов на тренировках

    и соревнованиях;

    результаты выполнения тренировочных и соревновательных упражнений;

    стандартные испытания – эталоны (тесты) для определения специальной работоспо-собности спортсмена;

    данные самоконтроля спортсмена и его самочувствия;

    некоторые аппаратурные методы срочной информации о состоянии спортсмена.

Методы срочной информации, которые используются в ходе учебно-тренировочного занятия, являются специфическими для вида спорта, тогда как многие другие способы оперативного и текущего контроля могут быть общими для ряда видов спорта.

Наиболее распространенными методами получения объективной информации о состоянии спортсмена являются обследования, проводимые с помощью специальной аппаратуры
и тестирование. Изучаются главным образом функциональное состояние организма спортсменов,
их психические функции, специальная работоспособность.

Для оценки функционального состояния применяются пульсометрия, электрокардиография, исследование функции дыхания, миотонометрия, рефлексометрия.

Специальная работоспособность исследуется в процессе выполнения упражнений, связанных со спортивной специализацией, с одновременной регистрацией данных физиологической стоимости работы.

С помощью рассмотренных методов педагогического контроля оценивается также переносимость спортсменами тренировочных и соревновательных нагрузок и их влияние на организм. Для оценки поведенческих реакций спортсменов используются главным образом психолого-педагогические методы: фиксированное наблюдение, опрос, беседа и др.

Информация о технике выполнения движений получается с помощью кино- и фотосъемки, телевизионной записи, биомеханического анализа, а также показателей педагогического наблюдения на тренировках и соревнованиях.

Основные данные контроля учитываются в планах, журнале учета, дневниках. В планах учебно-тренировочной работы отмечается фактическое выполнение тренировочных заданий в определенных количественных мерах.

В журнале учета учебно-тренировочной работы фиксируются необходимые справочные данные о спортсменах, спортивные достижения, индивидуальные задания, результаты контрольных и тестовых испытаний, медицинских и специальных обследований, посещаемость, направленность и содержание занятий.

В дневник спортсмена заносятся его анкетные данные, спортивная биография, контрольные задания и нормативы, результаты прикидок и контрольных тестов, номер,
дата, продолжительность тренировки, количество и характер проделанной работы.
Ежедневно отмечается самочувствие до и после тренировки (пульс, аппетит, настроение и др.). Оценивается воздействие восстановительных средств, качество сна. Данные, касающиеся содержания тренировок и реакции организма на них, в дальнейшем суммируются за микроцикл (неделю), месяц, этап, период.

В отдельных документах – протоколах, отчетах, специальных учетных формах – накапливается информация о результатах соревнований, поэтапных углубленных обследований, контрольных испытаний.

Совершенствование контроля тренировочного процесса связано с разработкой и внедрением информационно-управленческих систем. Тренер не в состоянии получить и осмыслить огромный объем информации, необходимый для оптимального планирования современного процесса тренировки. Помощь в этом оказывает компьютерная техника.

К задачам контроля общей физической подготовки относятся:

    обеспечение всестороннего и гармонического физического развития организма человека;

    укрепление здоровья;

    создание базы для специальной физической подготовки в профессиональной или спортивной деятельности.

Основные виды физической подготовки - специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка.

Специальная физическая подготовка – это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств, специфичных для конкретных видов спорта или конкретных видов труда по профессии.

Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений.

Спортивная подготовка – длительный педагогический процесс, направленный на использовании всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других (физическая подготовка), степенью владения техникой и тактикой (техническая и тактическая подготовка), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовка) и соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовка).

Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических упражнений и технических приемов.

Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия с целью достижения наилучшего результата.

Под тактической подготовкой понимают специфический общепри­нятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.

В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.

Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика - умышленное предоставление инициативы противнику. Активная тактика - это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).

В процессе педагогического контроля также проверяется и психологическая подготовка спортсмена.

Психологическая подготовка - это совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование таких психических функций, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическая подготовка включает в себя две относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные стороны: морально-волевую и специальную психологическую подготовленность.

Морально-волевая подготовка связана с такими качествами, как целеустремленность – способность четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи. Решительность
и смелость – разумный риск в сочетании с обдуманностью решений. Настойчивость – стремление достичь намеченной цели, самообладание и выдержка – способность управлять своими мыслями
и поступками в условиях эмоционального возбуждения, инициативность – предполагает творчество, личный почин, находчивость и сообразительность и самостоятельность.

В процессе занятий спортом воспитываются воля и характер, т.к. необходимо соблюдать строгий режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции и различные трудности.

С помощью специальной психологической подготовки формируется психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, памяти в условиях умственного утомления и нервно-эмоционального напряжения; способность воспринимать и обрабатывать информацию в условиях дефицита времени; способность головного мозга к формированию опережающих реакций, предшествующих реальному двигательному действию.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию.
Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

    степени усвоения техники двигательных действий;

    уровню развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого преподавателем физического воспитания в процессе педагогического контроля, принято различать три вида проверок:

    предварительную (контрольные нормативы);

    текущую (отмечается в журнале);

    итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся:

° анкетирование занимающихся;

° анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

° педагогические наблюдения во время занятий;

° регистрация функциональных и других показателей;

° тестирование различных сторон подготовки.

Самоконтроль

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных и объективных показателей, таких как самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок и т.д.

Объективные показатели – это прием наблюдения за весом, пульсом, спирометрией, частотой дыхания, артериальным давлением, динамометрией. Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

Врачебный контроль

Врачебный контроль – это научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.

Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

    регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

    врачебно-педагогическое наблюдение за занимающимися во время занятий и соревнований;

    санитарно-гигиенический контроль за условиями занятий и соревнований;

    санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

    профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

    проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц имеющих отклонение в здоровье, – 2 раза в год. Для лиц активно занимающихся спортом, –3 – 4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля происходит распределение занимающихся на группы: основную, подготовительную и специальную.

Основная группа – без отклонений в состоянии здоровья.

Подготовительная группа – без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью.

Специальная группа – имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие ограничение физических нагрузок.

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения

Лекция 9

Тема: «КОНТРОЛЬ и управление В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ»

План:

Цель, объект и виды контроля

Контроль физической подготовленности

Цель, объект и виды контроля

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путем решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

Объектом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

Виды контроля. В теории и практике спорта принято выделять следующие виды контроля - этапный, текущий и оперативный, каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояний спортсменов.

Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, являющееся следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена - результат длительной подготовки в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.

Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, т. е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний - срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований.

В зависимости от количества частных задач, объема показателей, включенных в программу обследований, различают углубленный, избирательный и локальный контроль.

Углубленный контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе.

Избирательный контроль проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса.

Локальный контроль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем и т. д.

Углубленный контроль обычно используется в практике оценки этапного состояния, избирательный и локальный - текущего и оперативного.

В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.

В процессе педагогического контроля оценивается уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.

Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсменов, их психического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности и др.

Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей различных функциональных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана

необходимость использования всего многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что и привело, в конечном итоге, к возникновению понятия «комплексный контроль».

Под комплексным контролем следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования спортсменов, при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

Требования к показателям, используемым в контроле

Показатели, используемые в процессе этапного, текущего и оперативного контроля, должны обеспечивать объективную оценку состояния спортсмена, отвечать возрастным, половым, квалификационным особенностям контингента обследуемых, целям и задачам конкретного вида контроля.

В процессе каждого из видов контроля можно использовать очень широкий круг показателей, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов, если эти показатели отвечают перечисленным требованиям.

В комплексном контроле основными являются социально-психологические и медико-биологические показатели. Педагогические показатели характеризуют уровень технической и тактической подготовленности, стабильность выступления в соревнованиях, содержание учебно-тренировочного процесса и др. Социально-психологические показатели характеризуют условия окружающей среды, силу и подвижность нервных процессов спортсменов, их способность к усвоению и переработке информации, состояние анализаторной деятельности и др. Медико-биологические включают в себя анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические и другие показатели.

Используемые в процессе контроля показатели делятся на две группы.

Показатели первой группы характеризуют относительно стабильные признаки, передающиеся генетически и мало изменяющиеся в процессе тренировки. Адекватные этим признакам показатели используются преимущественно в этапном контроле при решении задач отбора, ориентации на разных этапах многолетней подготовки. К числу стабильных признаков относят длиннотные размеры тела, количество волокон различных видов в скелетной мускулатуре, тип нервной деятельности, скорость некоторых рефлексов и др.

Показатели второй группы характеризуют техническую и тактическую подготовленность, уровень развития отдельных физических качеств, подвижности и экономичности основных систем жизнедеятельности организма спортсменов в различных условиях учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности и др., т. е. подверженные существенному педагогическому влиянию.

Применительно к условиям каждого из видов контроля показатели должны соответствовать следующим требованиям.

Соответствие специфике вида спорта. Учет специфических особенностей вида спорта имеет первостепенное значение для выбора показателей, используемых в контроле, поскольку достижения в разных видах спорта обусловлены различными функциональными системами, требуют строго специфических адаптационных реакций в связи с характером соревновательной деятельности.

В видах спорта и отдельных дисциплинах, связанных с проявлением выносливости (плавание, гребля, велосипедный, лыжный, конькобежный спорт, бег на средние и длинные дистанции и др.) и с объективно метрически измеряемым результатом, преимущественно используются показатели, характеризующие состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обменных процессов, поскольку благодаря последним можно наиболее достоверно оценить потенциальные возможности спортсменов в достижении высоких спортивных результатов.

В скоростно-силовых видах спорта, где главной способностью спортсмена является умение проявлять кратковременные максимальные нервно-мышечные напряжения (спринтерский бег, легкоатлетические прыжки и метания, тяжелая атлетика, отдельные дисциплины велосипедного, конькобежного спорта, плавания и др.), в качестве средств контроля используются показатели, характеризующие состояние нервно-мышечного аппарата, центральной нервной системы, скоростно-силовых компонентов двигательной функции, проявляемых в специфических тестовых упражнениях.

В видах спорта, где спортивные достижения в большей степени обусловлены деятельностью анализаторов, подвижностью нервных процессов, обеспечивающих точность, соразмерность движений во времени и пространстве (гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду, все виды спортивных игр, стрельбы и др.), в процессе контроля используется широкий комплекс показателей, характеризующих точность воспроизведения временных, пространственных и силовых параметров специфических движений, способность к переработке информации и быстрому, принятию решений,

эластичность скелетных мышц, подвижность в суставах, координационные способности и др.

Соответствие возрастным и квалификационным особенностям занимающихся. Известно, что структура и содержание тренировочной и соревновательной деятельности во многом определяются возрастными и квалификационными особенностями спортсменов. Следовательно, и содержание контроля должно строиться с учетом возраста спортсменов, а также уровня их спортивной квалификации.

Например, при оценке технического мастерства юных спортсменов, имеющих относительно невысокую квалификацию, в первую очередь оценивают широту и разнообразие освоенных двигательных навыков, способности к освоению новых движений. При оценке аэробной производительности ориентируются на показатели мощности аэробной системы энергообеспечения. При обследовании взрослых спортсменов высокого класса на первый план выдвигаются другие показатели: при оценке технического мастерства - характеристики, позволяющие определить способность спортсмена к проявлению рациональной техники в экстремальных условиях соревнований, устойчивость техники к сбивающим факторам, ее вариативность и т. п.; при оценке аэробной производительности - экономичность, подвижность и устойчивость в деятельности аэробной системы энергообеспечения. На последующих этапах подготовки первостепенное значение приобретает умение спортсмена реализовать двигательный потенциал в конкретной соревновательной обстановке. Таким образом, на каждом этапе многолетнего совершенствования в качестве контроля должны использоваться различные показатели, адекватные возрастным особенностям и уровню подготовленности занимающихся.

Соответствие направленности тренировочного процесса. Состояние подготовленности и тренированности спортсменов существенно изменяется не только от этапа к этапу в процессе многолетней подготовки, но и в различных периодах макроцикла тренировки. Эти изменения во многом зависят от направленности физических упражнений, характера тренировочных нагрузок и т. д. Опыт показывает, что наиболее информативными в процессе контроля оказываются показатели, отвечающие специфике тренировочных нагрузок, применяемых на данном этапе подготовки. Так, если в видах спорта, где успех соревновательной деятельности обеспечивается преимущественным развитием скорос-тно-силовых качеств (спринтерские дистанции в различных видах спорта, легкоатлетические прыжки, метания и др.), спортсмены в каком-либо периоде годичного цикла используют кроссовый бег или другие упражнения в целях развития сердечно-

сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих высокую работоспособность, то и целью контроля на этом этапе тренировки является оценка соответствующих способностей занимающихся и включение показателей, адекватных тренировочной деятельности. В соревновательном периоде тренировки, когда спортсмены находятся в состоянии высокой специальной тренированности, наиболее информативными оказываются уже скоростно-силовые показатели, соответствующие характеру соревновательной деятельности.

Основными критериями, определяющими возможность включения тех или иных показателей в программу контроля, являются их информативность и надежность.

Информативность показателя определяется тем, насколько точно он соответствует оцениваемому качеству или свойству. Существует два основных пути подбора показателей по критерию информативности. Первый путь предполагает выбор показателей на основе знания факторов, определяющих уровень проявления данного свойства или качества. Этот путь может быть реализован далеко не всегда в силу недостаточной изученности указанных факторов. Второй путь основан на нахождении статистически значимых связей между показателем и критерием, имеющим достаточное научное обоснование. В случае, если связь между каким-либо показателем и критерием является постоянной и сильной, есть основания рассматривать этот показатель как информативный.

В теории и практике спорта оба указанных пути используются в органическом единстве. Это позволяет отобрать показатели для контроля на основе установления причинно-следственных отношений, раскрывающих механизмы взаимосвязи различных показателей с уровнем спортивных результатов, структурой подготовленности и соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, и соответствия требованиям математической статистики.

Надежность показателей определяется соответствием результатов их применения реальным изменениям в уровне того или иного качества или свойства у спортсмена в условиях каждого из видов контроля, а также стабильностью результатов, получаемых при многократном использовании показателей в одних и тех же условиях.

Чем выше разница между результатами исследований у различных спортсменов или у одного и того же спортсмена, находящегося в различных функциональных состояниях, и чем теснее располагаются результаты, зарегистрированные у одного и того же спортсмена в постоянных условиях, тем выше надежность применяемых показателей.

КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

В спортивной практике осуществляется контроль за уровнем развития максимальной силы, скоростной силы и силовой выносливости. Силовые качества могут оцениваться при различных режимах работы мышц (динамическом, статическом), в специфических и неспецифических тестах, с использованием и без использования измерительной аппаратуры. Наряду с регистрацией абсолютных показателей учитываются и относительные (с учетом массы тела спортсмена) показатели. В процессе контроля необходимо обеспечить стандартизацию режима работы мышц, исходных положений, углов сгибания в суставах, психологических установок и мотивации.

Оценка максимальной силы наиболее просто может быть произведена при работе в статическом режиме. С этой целью используются различные механические и тензометрические динамографы и динамометры, позволяющие избирательно оценить максимальную силу различных мышечных групп.

Следует, однако, учитывать, что статическая сила является неспецифической по отношению к деятельности в большинстве видов спорта. Отражая в значительной мере базовый потенциал данного качества, статическая сила не гарантирует высокого уровня силовых способностей в процессе выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Важно также знать, что при исследованиях в статическом режиме силовые возможности оцениваются применительно к определенной точке амплитуды движения, и эти данные не могут быть перенесены на весь его диапазон. В этом отношении значительно более информативными оказываются измерения, проводимые при динамическом режиме работы мышц. Однако многое здесь зависит от методики регистрации силы. В частности, существенным недостатком страдает оценка силы при выполнении динамического движения с максимально доступным отягощением. Сопротивление в этом случае постоянно, так как используется стандартное отягощение в течение всего диапазона движения, хотя сила мышц вследствие биомеханических особенностей различных его фаз значительно колеблется (Платонов, 1984; Green, 1991).

Точность оценки силовых качеств значительно повышается при работе в изо кинетическом режиме. В настоящее время изокинетические тренажеры и изготовленные на их основе диагностические приборы широко применяются в современной практике. Например, в последние годы для комплексного исследования силовых возможностей спортсменов широко используют различные диагностические комплексы, технические решения которых базируются на результатах как чисто механических, так и анатомо-физиологических экспериментов. Комплексы состоят из кресел с регулируемыми высотой сидения и наклона спинок, систем крепления туловиша и конечностей, обеспечивающих стандартность условий при проведении исследований. Комплексы снабжены системой регулирования амплитуды и скорости движений (обычно от 0 до 500 граде" 1), а также включают компьютерные программы обработки фактического материала, аналоговые и цифровые регистрирующие приборы (рис. 30.1).

Комплексы позволяют регистрировать изометрическую и динамическую силу в любой точке движения, динамику проявления силы по полной амплитуде движений с различной угловой скоростью перемещения сегментов тела, а также силовую выносливость при многократном выполнении движений с различной скоростью. Сила может быть зарегистрирована при выполнении заданных движений в разных направлениях (сгибание - разгибание, приведение - отведение).

При выявлении силовых возможностей спортсмена в различных частях движения обычно используется термин «кривая силы». Кривая силы представляет собой схему результирующего момента относительно оси через сустав в соответствии с изменением утла сустава. При этом выбор показателя для определения силовых возможностей спортсмена (сила, Н) или результирующий момент (Н-м) зависит от применяемой аппаратуры, так как известно, что оба показателя несут достоверную информацию о силовых возможностях человека (Hay, 1992).

Принципиальным вопросом является методика определения угла сустава для определения его формы в каждый конкретный момент упражнения. Для обозначения формы сустава используются измерения анатомического или включенного углов (рис. 30.2). Избранный способ определения угла сустава обусловливает форму графика силы, так как использование анатомического или включенного углов предопределяет ее противоположную динамику.

На рис. 30.3-30.6 представлены образцы регистрации ряда показателей, отражающих силовой потенциал спортсмена и зарегистрированных с применением комплекса фирмы «Сувех».

Кроме общего потенциала мышц, несущих основную нагрузку при выполнении упражнений, характерных для конкретного вида спорта, часто бывает целесообразно установить уровень комплексного проявления силовых возможностей в процессе выполнения силовых упражнений. В качестве примера на рис. 30.7 и 30.8 приведены показатели максимальной силы тяги, развиваемые в плавании и гребле при выполнении специфической работы.


При контроле скоростной силы пользуются градиентом силы, который определяется как отношение максимальной проявляемой силы ко времени ее достижения или как время достижения максимального уровня мышечной силы (абсолютный градиент) или какого-либо заданного уровня силы, например 50, 75 % максимального уровня (относительный градиент). Между спортсменами, специализирующимися в различных видах спорта, особенно велики различия в показателях абсолютного градиента (Коц, 1986; Хартманн, Тюннеманн, 1988). Спортсмены, выступающие в скоростно-силовых видах спорта, имеют наивысшие показатели абсолютного градиента силы. Достаточно велики эти показатели у спринтеров, специализирующихся в циклических видах спорта, фигуристов, горнолыжников, борцов. В то же время спортсмены, специализирующиеся в видах спорта» требующих проявления выносливости, отличаются невысокими показателями абсолютного градиента силы. Что касается относительного градиента силы, то здесь различия выражены в меньшей степени (Sale, 1991).

В широкой спортивной практике скоростную силу чаще всего измеряют простыми косвенными методами - по времени выполнения спортсменом того или иного движения с заданным сопротивлением (обычно 50, 75 или 100 % максимального), высоте прыжка вверх с места и т. п. При этом контроль скоростной силы часто проводится в комплексе с проявлением быстроты и технических возможностей. Примером служат показатели, отражающие эффективность старта (время от стартового сигнала до прохождения 10-метровой отметки в плавании, 30-метровой - в беге, гребле и т. п.); время выполнения целостных двигательных актов, требующих высоких силовых возможностей (например, броски в борьбе и т. д.) (Platonov, Bulatova, 1992).



В процессе контроля силовой подготовки часто необходимо дифференцированно оценить уровень развития стартовой и взрывной силы как форм проявления скоростной силы.

Способность к быстрому развитию силы, по уровню развития которой оценивают скоростную силу, наилучшим образом определяется при относительно небольших сопротивлениях - 40-50 % максимального уровня силы. Продолжительность работы должна быть очень невелика - до 50-80 мс, чтобы выявить способность мышц к быстрому развитию силы уже в начале нагрузки. Поэтому основу тестов для оценки скоростной силы составляют относительно простые и кратковременные нагрузки, характерные для конкретного вида спорта, - удар в боксе, начальные фазы рабочих движений рук в плавании или гребле и т. п. Особенно хорошо оценивается скоростная сила при работе в изокинетическом режиме при высокой угловой скорости движения. В этом случае показательными оказываются величины относительного градиента силы - время достижения 40-50 % максимального уровня мышечной силы.

Для контроля взрывной силы следует использовать тесты, основанные на целостных движениях того или иного вида спорта - рывок штанги; бросок манекена - в борьбе; движение, имитирующее гребок при работе на биокинетической скамье, - в плавании и т. п. Оценку взрывной силы оправданно производить по абсолютному градиенту силы.

Силовую выносливость целесообразно оценивать при выполнении движений имитационного характера, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям, однако с повышен-

Ной долей силового компонента. Для велосипедистов - это работа на велоэргометре с различной величиной дополнительного сопротивления вращению педалей; для бегунов - бег с дополнительным сопротивлением в лабораторных условиях или на стадионе, бег по стандартной трассе в гору; для борцов - броски манекена в заданном режиме; для боксеров - работа на мешке и т. д.

Повышению качества контроля силовой выносливости способствует использование специфических для каждого вида спорта силовых тренажерно-диагностических комплексов, позволяющих контролировать силовые качества с учетом особенностей их проявления в специальной тренировочной и соревновательной деятельности. Например, для диагностики силовой выносливости пловцов часто используется так называемая биокинетическая скамья, позволяющая выполнять движения, имитирующие гребки, в условиях работы мышц в изокинетическом режиме (Sharp, Troup, Costill, 1982). Для оценки силовой выносливости гребцов часто используются пружинно-рычажные тренажеры с изменяющимся сопротивлением в зависимости от реальных возможностей мышц в различных фазах амплитуды движения.

Оценка силовой выносливости производится различными способами:

По продолжительности заданной стандартной работы;

По суммарному объему работы, произведенной при выполнении программы теста;

По показателю отношения импульса силы в конце работы, предусмотренной соответствующим тестом, к ее максимальному уровню (рис. 30.9,30.10).

КОНТРОЛЬ ГИБКОСТИ

Контроль гибкости направлен на выявление способности спортсмена выполнять движения с большой амплитудой.

Контроль активной гибкости осуществляется путем количественной оценки способности спортсменов выполнять упражнения с большой амплитудой за счет активности скелетных мышц. Пассивная гибкость характеризуется амплитудой движений, достигаемой при использовании внешних сил (помощь партнера, применение отягощений, блочных устройств и т. д.). Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости (рис. 30.11). Разница между активной и пассивной гибкостью отражает величину резерва для развития активной гибкости. Поскольку гибкость зависит не только от анатомических особенностей суставов, но и от состояния мышечного аппарата спортсмена, в процессе контроля выявляется показатель дефицита активной гибкости как разница величин активной и пассивной гибкости.

В спортивной практике для определения подвижности в суставах используют угловые и линейные измерения. При линейных измерениях на результатах контроля могут сказаться индивидуальные особенности обследуемых, например длина рук или ширина плеч, которые влияют на результаты измерений при наклонах вперед или при выполнении выкрута с палкой. Поэтому во всех случаях, когда есть возможность, следует принять меры к устранению этого влияния. Например, при выполнении выкрута с палкой эффективным является определение индекса гибкости - показателя отношения ширины хвата (см) к ширине плеч (см). Однако необходимость в этом возникает лишь при сравнении уровня гибкости у спортсменов с различными морфологическими особенностями.

Максимальная амплитуда движений спортсмена


может быть измерена различными методами: гониометрическим, оптическим, рентгенографическим.

Гониометрический метод предполагает использование механического или электрического угломера-гониометра, к одной из ножек которого прикреплен транспортир или потенциометр. При определении амплитуды движений ножки гониометра фиксируются на продольных осях сегментов, образующих сустав.

Оптические методы связаны с видеорегистрацией движений спортсмена, на суставных точках тела которого закреплены маркеры. Обработка результатов изменения положения маркеров позволяет определить амплитуду движений.

Рентгенографический метод может быть использован в случаях, когда необходимо определить анатомически допустимую амплитуду движения в суставе.

Следует напомнить, что объективная оценка гибкости спортсмена по определению подвижности в отдельных суставах невозможна, так как высокая подвижность в одних суставах может сопровождаться средней или низкой подвижностью в других. Поэтому для комплексного исследования

гибкости необходимо определять амплитуду движений в разных суставах (Hubley-Kozey, 1991).

Приведем основные методы, применяемые для оценки подвижности в различных суставах (Сайгин, Ягомаги, 1983).

Подвижность в суставах позвоночного столба. Ее обычно определяют по степени наклона туловища вперед. Спортсмен становится на скамью и наклоняется до предела вперед, не сгибая ног в коленных суставах. Подвижность в суставах оценивается по расстоянию от края скамьи до средних пальцев рук (см): если пальцы оказываются выше края скамейки, то величина подвижности недостаточна; чем ниже пальцы рук, тем выше подвижность в суставах позвоночного столба (рис. 30.12).

О подвижности позвоночного столба при боковых движениях судят по разнице между расстоянием от пола до среднего пальца руки при положении спортсмена в основной стойке и при наклоне до предела в сторону.

Для измерения подвижности при разгибательных движениях позвоночного столба спортсмен наклоняется до предела назад из исходного положения стоя, ноги на ширине плеч. Измеряется расстояние между шестым шейным и третьим поясничным позвонками.

Можно применять и другой способ определения подвижности при наклоне туловища вперед (рис. 30.13). Спортсмен сидит на гимнастической скамейке с выпрямленными ногами без хвата руками. Туловище и голова активно наклонены вперед-вниз. С помощью гониометра измеряется угол между вертикальной плоскостью и линией, соединяющей подвздошный гребень таза с остистым отростком последнего (седьмого) шейного позвонка. Хорошая подвижность отмечается, когда голова спортсмена касается коленей (угол не менее 150°); если кисти рук не дотягиваются до голеностопных суставов (угол менее 120°), подвижность плохая.

Подвижность в плечевом суставе. Спортсмен сидит на полу, выпрямив спину. Прямые ноги вытянуты вперед (в области колен прижаты к полу). Прямые руки вытянуты вперед на высоте плеч, ладонями внутрь. Другой спортсмен, стоя за спиной обследуемого, наклоняется к нему и, взяв за руки, отводит их максимально назад в строго горизонтальной плоскости. Обследуемый не должен сгибать спину, изменять положение ладоней. Если руки его приблизятся одна к другой на расстояние 15 см без особого усилия со стороны помощника, значит, спортсмен обладает средней гибкостью; если руки соприкоснутся или скрестятся, значит, величина гибкости у него выше средней.

При другом способе оценки подвижности в плечевом суставе спортсмен лежит на спине на гимнастической скамейке, голова - на краю скамейки. Соединенные руки опущены (пассивно - под собственной тяжестью) за голову. Измеряется угол между продольной осью плеча и горизонтальной плоскостью (рис. 30.14). При хорошей подвижности локти опускаются ниже горизонтальной плоскости на 10-20°, при плохой подвижности руки расположены горизонтально или выше уровня скамейки.

Подвижность в голеностопном суставе. Для определения подвижности при сгибании стопы спортсмен садится на скамью, ноги вместе, выпрямлены в коленных суставах, затем сгибает стопу до предела. Если стопа составляет прямую линию с голенью (угол 180"), то гибкость оценивается выше средней. Чем меньше этот угол, тем, следовательно, хуже подвижность в голеностопном суставе, низкая подвижность отмечается при угле между продольной осью большеберцовой кости и осью стопы ниже 160" (рис. 30.15).

Для спортсменов ряда специализаций (например, плавание способом брасс, вратари в хоккее на льду, борцы вольного стиля и др.) большое значение имеет способность к ротации наружу в коленных и тазобедренных суставах (рис. 30.16). При ротации в коленных суставах спортсмен находится в положении стоя на коленях, пятки вместе. Разводя наружу стопы, которые находятся в положении тыльного сгибания, он переходит в сед на пятках. Измеряется угол пассивной ротации, т. е. угол между осями стоп (линия середины пятки и второго пальца). Хорошая подвижность отмечается, когда угол составляет 150° и больше (визуально: пятки не выше 3 см от пола); недостаточная подвижность - 90° и меньше (визуально: угол между осями стоп меньше прямого). При ротации в тазобедренных суставах спортсмен лежит на гимнастической скамейке, выпрямленные ноги вместе, стопы расслаблены, затем поворачивает стопы максимально кнаружи. Измеряется угол активной ротации между осями стоп.

Хорошая подвижность отмечается при угле 120° и больше (визуально: второй палец находится на уровне нижнего края пятки); плохая подвижность -

90 е и меньше (визуально: угол между стопами меньше прямого угла).

Подвижность в суставах может быть оценена и в процессе выполнения упражнений, направленных на развитие гибкости. При этом упражнения могут носить как базовый, так и специальный характер. При использовании базовых упражнений необходимо выполнять различные движения (сгибания, разгибания, приведения, отведения, ротации), требующие высокого уровня подвижности в суставах (рис. 30.17). Упражнения должны быть разнообразными с тем, чтобы всесторонне оценить как активную, так и пассивную гибкость. Однако особое значение использование упражнений имеет для оценки уровня специальной гибкости, учитывая теснейшую взаимосвязь между уровнем подвижности в суставах и эффективностью спортивной техники, способностью к реализации силы, скоростных качеств, координации выносливости (Платонов, 1980; Шабир, 1983).

Специфика каждого из видов спорта диктует требования к подбору специальных упражнений. Например, для спортивной и художественной



гимнастики, акробатики, прыжков в воду эффективными могут оказаться следующие показатели подвижности, регистрируемые при выполнении специальных упражнений:

Угол наклона вперед из седа;

Угол подъема (удержания) ноги вперед и в сторону;

Расстояние от кисти до пятки опорной ноги при выполнении гимнастического моста на одной ноге, другая вперед-вверх.

При контроле гибкости следует учитывать, что различные виды спорта и даже различные дисциплины одного и того же вида предъявляют различные требования к подвижности в тех или иных суставах. Например, данные табл. 30.1 отражают требования, предъявляемые различными видами спорта к подвижности в суставах.

КОНТРОЛЬ ВЫНОСЛИВОСТИ

Контроль выносливости проводится с помощью разнообразных тестов, которые могут носить специфический и неспецифический характер. Неспецифические тесты включают физическую деятельность, отличающуюся от соревновательной деятельности координационной структурой движений и особенностями функционирования обеспечивающих систем. Неспецифические тесты наиболее часто строятся на материале бега или ходьбы на тредбане, педалирования на велоэргометре.

Специфические тесты строятся на выполнении работы, при которой координационная структура движений, деятельность систем обеспечения этой работы максимально приближены к специфике соревновательной деятельности. С этой целью используются различные сочетания специально-подготовительных упражнений (например, дозированные серии бросков в борьбе, серии отрезков в беге или гребле, комплексы специфических упражнений в играх и т. п.). Для бегунов специфическими являются тесты, построенные на материале бега на тредбане, для велосипедистов - педалирование на велоэргометре, лыжников - ходьба с палками на тредбане, для пловцов - плавание в гидроканале.

КОНТРОЛЬ В СПОРТЕЭто средство получения информации о
состоянии системы спортивной подготовки
Целью контроля является оптимизация
процесса подготовки и соревновательной
деятельности на основе объективной оценки 1
1)
различных
сторон
подготовленности
спортсмена:(технической,
физической,
тактической,
психологической)
и
функциональных
возможностей
систем
организма спортсменов;
2) различных сторон и условий процесса

Основные задачи контроля

Основные задачи контроля
оценка состояний спортсменов;
оценка уровня их подготовленности;
оценка выполнения планов спортивной
подготовки (по нагрузке и обеспечению) ;
оценка выполнения соревновательной
деятельности;

Требования к контролю

Объективность (достоверность полученной
информации не зависит от контролера);
Информативность(получение максимума
информации при мин. затратах);
Валидность (результат контроля отражает
именно то свойство, которое мы хотим
проверить и оценить);
Доступность (простота процедуры контроля);
Контроль должен быть не разрушающим.

виды контроля:

виды контроля:
этапный (оценка долговременного
тренировочного эффекта (в течение ряда лет,
макроцикла, периода, этапа);
текущий (оценка текущих состояний
(следствие нагрузки серии занятий,
тренировочных или соревновательных
микроциклов);
оперативный (оценка оперативного
состояния, срочных реакций организма
спортсмена на нагрузки в ходе отдельного
тренировочного занятия).

виды контроля:

виды контроля:
Входной(предварительный)
контроль: оценка исходного уровня
подготовленности спортсменов;
Итоговый контроль: оценка уровня
подготовленности спортсменов по
результатам проделанной работы за
определенный промежуток времени
(результаты главных соревнований)

Показатели входного контроля являются
исходными данными для анализа динамики
изменения результатов спортсменов.
По
результатам
итогового
контроля
определяется индивидуальный кумулятивный
показатель конкретного спортсмена и его
рейтинговая оценка.

виды контроля: (по содержанию и направленности)

углубленный;
избирательный и локальный контроль;
в зависимости от применяемых средств и
методов: педагогический (оценка уровня техникотактической и физической подготовленности,
особенности выступлений в соревнованиях,
динамика спортивных результатов);
социально-психологический (особенности
личности спортсмена);
медико-биологический;
комплексный контроль.

Контроль соревновательной деятельности

Выявляет сильные и слабые стороны
подготовленности спортсменов путем
сравнения полученных результатов с
запланированными, а также с
показанными ранее, и с результатами
соперников.

Контроль уровня подготовленности спортсменов

Контроль уровня подготовленности
спортсменов
В техническом плане - объем и разносторонность
техники, степень ее реализации в соревновательной
обстановке и устойчивость к сбивающим факторам.
Этапный контроль показывает изменения в технике,
наступающие в силу кумулятивного эффекта.
Текущий - изменения в отдельных фазах, частях
спортивного движения.
Оперативный - изменения в технике (срочные реакции в
процессе одного занятия)

10. В тактическом плане количественные и качественные составляющие тактического мастерства спортсменов, а также разносторонность, рацион

В тактическом плане количественные и
качественные составляющие тактического
мастерства спортсменов, а также
разносторонность, рациональность и
эффективность тактических действий.

11. Контроль физической подготовленности

Оценка уровня ОФП (необходимый уровень
физического развития и гармоничного развития
всех физических качеств);
оценка уровня развития специальных
физических качеств определяющих спортивный
результат. (скоростных, силовых, скоростносиловых, координационных качеств, гибкости,
выносливости, "взрывной" силы и др.).

12. Контроль состояния функциональных систем

Оценка ССС, дыхательной, ЦНС, ОДА,
сенсорных систем, обмена веществ и др.;
Оценка резервов функциональных систем;
Выявление лимитирующих звеньев.

13. В психологическом плане

В психологическом плане
Оценка личностных и морально-волевых качеств, обеспечивающих
достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях;
стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников
высокой квалификации, умение показывать высокие результаты на
главных соревнованиях;
сосредоточенность внимания в связи со спецификой вида спорта и
различных соревновательных ситуациях;
способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в
ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);
степень восприятия параметров движений, способность к
психологической регуляции мышечной координации, восприятию и
переработке информации;
возможность анализаторской деятельности, сенсомоторных реакций,
пространственно-временной антиципации,
способность к формированию опережающих решений в условиях
дефицита времени и др.

14. Теоретическая подготовка

оценка уровня специальных знаний:
по избранному виду спорта (правила соревнований,
регламента соревнований, особенности инвентаря и др.);
по организации и проведения спортивной тренировки,
психофизиологических реакций организма спортсменов на
нагрузки, связанные с их тренировочной и соревновательной
деятельностью;
биомеханических характеристик спортивных движений
и т.д.

15. Рис.1 Состояния организма спортсмена и виды контроля в управлении спортивной тренировкой

Рис.1 Состояния организма спортсмена и виды контроля в
управлении спортивной тренировкой

Педагогический контроль является средством выявления воздействия используемых средств и методов тренировки на организм спортсмена. Управление процессом развития тренированности и приобретения спортивной формы основывается на постоянном сборе Достоверной, полной и своевременной информации о состоянии спортсменов и команды.
Использующийся часто на практике метод оценки подготовленности по спортивным результатам не только ограничен в своих возможностях (может использоваться лишь в соревновательном периоде), но и недостаточно достоверен, поскольку в спортивных играх результат выступления определяется сложением двух составляющих - подготовленности двух соперничающих сторон. Кроме того, сам спортивный результат (разница в счете) никак нельзя отнести к разряду эталона уровня подготовленности. Поэтому оценку эффективности учебно-тренировочного процесса можно произвести лишь по выявлении подготовленности по различным ее составляющим. С этой целью используют комплексный педагогический контроль.
В процессе тренировки контроль осуществляется непрерывно. Формы его различны:

оперативный контроль - он позволяет судить о влиянии на организм спортсмена однократного выполнения предложенных ему упражнений;

текущий контроль - с его помощью собирают информацию о состоянии спортсмена после каждой тренировки или выступления на соревновании;

этапный контроль - он помогает оценивать влияние на организм относительно более длительного этапа тренировки и выступления на соревнованиях.

Оперативный контроль дает возможность более точно индивидуально дозировать тренировочные нагрузки. Текущий контроль позволяет точнее планировать содержание тренировки в микроциклах. Подбор средств и характер тренировки на отдельных этапах и в периодах круглогодичной подготовки помогают уточнять этапный контроль .
Объективность и ценность собираемой в процессе педагогического контроля информации обеспечивают научно обоснованные методы контроля, и в частности контрольные упражнения.
В процессе тренировки педагогический контроль устанавливают по следующим разделам:
1. Отношение спортсменов к учебно-тренировочной работе. Для этого учитывают посещаемость тренировок, оценивают поведение и активность участия (дисциплина, трудолюбие и т. д.). Все эти данные заносит тренер в дневник.
2. Эффективность использования средств тренировки. Здесь учитывают расхождения между планируемым и реальным положением дел. Учитывают объем, интенсивность, сложность упражнений и их переносимость занимающимися. С этой целью чаще всего используют пульсометрию, хронометрирование, запись содержания.
Эффективность используемых средств оценивается отдельно по видам подготовки. Физическую и техническую подготовленность оценивают при выполнении специальных контрольных упражнений. Уровень тактической подготовленности можно определить с помощью эпизодической оценки эффективности соревновательной деятельности, выполнения разучиваемых взаимодействий в модельных упражнениях (игра 1 х 1, 2*2 и т. д.), а также постановки специальных тактических задач на тренажерах.
Психическую подготовленность систематически оценивают в процессе наблюдений за поведением игроков в сложных упражнениях, в конфликтных ситуациях и трудных моментах.
3. Состояние тренированности оценивают с помощью контрольных упражнений, в процессе выполнения которых регистрируют различные характеристики функциональной деятельности организма, функциональные пробы, данные самоконтроля и других методов врачебного контроля.
В практике используют различные методы педагогического контроля: педагогические наблюдения, анкетирование, экспертные оценки, объективные оценки с помощью контрольных упражнений и т. д.


Учет - важнейший составной элемент в системе педагогического контроля. Учету подлежат все результаты педагогического контроля. На основании учета можно составить представление о качестве учебно-тренировочной работы, выполнении планов тренировки и выступления на соревнованиях.
Учет должен охватывать все разделы учебно-тренировочного процесса и при этом оставаться простым по форме, достаточно полным и наглядным.
Существует несколько разновидностей систематического учета: предварительный, текущий, этапный и итоговый.

Предварительный учет предполагает сбор исходных данных для предстоящего планирования и организации учебно-тренировочной работы. Необходимо собрать сведения о спортсменах ((численность группы, ее подготовленность, состояние здоровья, Занятость учебной или производственной деятельностью), об условиях и материально-техническом обеспечении тренировочного процесса (состояние залов и площадок, инвентарь и оборудование и т. д.).
Текущий учет ведется постоянно и позволяет выявить отклонения от намеченных планов, точно оценить фактически выполненную работу, учесть результаты выступления на соревнованиях и т. п.
Этапный учет заключается в подведении итогов учебно-тренировочной работы за определенный этап или период круглогодичной тренировки. В него входят общие данные о выполненной работе в каждой тренировке, микроцикле и месяце занятий. Эти результаты сопоставляют с плановыми и используют для планирования следующего этапа тренировки.

Итоговый учет представляет собой обобщение результатов всех видов учета. Он проводится по завершении полугодичного и годичного циклов тренировки. В итоговом отчете анализируется выполнение плана по всем его разделам. Этот анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны в организации и методике учебно-тренировочной работы, обосновать изменения, которые лягут в основу будущих планов. На основании итогового учета составляют годовой (полугодовой) отчет о работе команды (группы) и спортсменов.

Тренеры и спортсмены постоянно и обязательно ведут документы Учета. Они служат основной формой контроля учебно-тренировочного Процесса. К ним относятся журнал группы, дневник тренера и дневники спортсменов.
Журнал группы - основной документ текущего учета. В него вносят список занимающихся, данные медицинских осмотров, фиксируют посещаемость и успеваемость, результаты сдачи норм, контрольных нормативов и выступлений на соревнованиях.
Содержание каждого занятия, соревнования и его результаты сразу же заносят в журнал и дневник тренера.
Дневник тренера - это основной рабочий документ, в котором ведется планирование и учет всей его деятельности. Здесь сосредоточены результаты наблюдений, данные педагогического контроля, содержание всех тренировок, результаты и анализ выступлений на соревнованиях. Дневник обычно рассчитывается на весь период действия перспективного плана.
Дневник спортсмена. В него входят индивидуальный план, учет выполненной работы, результаты самоконтроля и контрольных соревнований. Спортсмен отмечает в нем свои результаты, анализирует выступления и намечает пути самосовершенствования. Систематическое ведение дневника позволяет спортсмену быстрее находить причины своих неудач и определять пути совершенствования. Тренеру необходимо обучить спортсменов ведению дневника, а в дальнейшем анализировать его вместе с ними.

Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им.

Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; анализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистрация показателей, характеризующих деятельность спортсменов на тренировочных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. Контроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде всего, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они являются основным фактором воздействия на развитие спортивной работоспособности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, техническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на соревнованиях .

Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками. Говоря о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным понятием понимают функциональную прибавочную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей (Л.П. Матвеев).

Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик (М.А. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе этого распределение всех средств на специализированные и неспециализированные, определение их соотношения за определенный промежуток времени (год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координационная сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность нагрузки, исходя из преимущественного воздействия применяемого упражнения, его компонентов на развитие того или иного качества или функциональной системы организма. По направленности различают такие группы нагрузок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), анаэробная, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэробная (все виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), анаболитическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а именно: определение абсолютных или относительных показателей объема и интенсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологической) стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок. Естественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, будут различны в зависимости от вида спорта .

Контроль над физической подготовленностью включает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обеспечить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты, техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах .

Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. Контроль над технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения -- хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два -- качественную сторону технической подготовленности.

Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий: выполнил -- не выполнил, умеет -- не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.

Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах -- это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях .

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении -- различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники .

При определении эффективности техники применяют три вида оценок -- интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные -- оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально -- суммарные -- определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.