Питание

Основные показатели эффективности соревновательной деятельности пауэрлифтера. Контроль за соревновательными воздействиями Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности

Основные показатели эффективности соревновательной деятельности пауэрлифтера. Контроль за соревновательными воздействиями Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности

Соревновательная деятельность, направлена на достижение наивысших результатов. Важной чертой результативностисоревновательнойдеятельности является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнованиях. Факторы:

Факторы, определяющие результативность: успешность, стабильность, надежность.

Факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности: 1.Определенная сложность соревновательной программы, соответствующая правилам соревнования. 2. Оптимальная готовность в физическом отношении (определенный уровень исполнительского мастерства, отсутствие ошибок). 3.Оптимальная готовность в психологическом отношении (умение пользоваться приемами саморегуляции психических состояний).

4. Наличие соревновательного опыта (от кол-ва стартов в году и степени успешности выступления на них). 5. Грамотное подведение спортсмена к соревнованиям полным составом тренеров. 6. Грамотная организация и проведение учебно-тренировочного процесса и проведение предсоревновательных сборов. 7. Организация и проведение соревнований на должном уровне. 8. Квалифицированное и объективное судейство. 9. Стабильность и надежность выступления.

10. Условия проведения соревнований - места проведений соревнований

112. Физиологическая классификация физических упражнений. Характеристика стандартных циклических и ациклических движений. Классификация по Фарфелю :

ПОЗЫ: Лежание; сидение; стояние; с опорой на руки.

ДВИЖЕНИЯ:

I. Стереотипные (стандарт-е) движ-я

1) Качественного значения (с оценкой в баллах).

2) Количественного значения (с оценкой в кг, метрах, секундах).

Циклические по зонам мощности : максимальной (10-30с), субмаксимальной (30с-5мин), большой (5-30 мин), умеренной (30 мин до нескольких часов).

Ациклические : собственно-силовые, скоростно-силовые, прицельные.

II. Ситуационные (нестандарт-е) движения: спортивные игры, единоборства, кроссы.

К нестандартным или ситуационным движениям относя спорт. игры, единоборства и кроссы из-за большой сложности профиля трасс. Для этих движений характерны: переменная мощность работы, изменчивость ситуации с дефицитом времени.

Предъявляются высокие требования к творческой ф-ции мозга из-за отсутствия стандартных программ двигательной деят-ти. Особое значение имеют процессы восприятия и переработки информации в ограниченные интервалы времени

113. Физиологические механизмы, стадии и закономерности формирования двигательного навыка. Двигательный динамический стереотип. Особенности формирования двигательного навыка в избранном виде ФСД. Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осущ-ся без участия сознания и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнете-менными). Вначале это лишь общее представление о двигательной задаче. На втором этапе обучения начинается непосредственное выпол-нение разучиваемого упр-ия.

3 стадии формирования двиг.навыка:

1. стадия генерализации (иррадиация возбуждения) – созданная модель становится основой для перевод внешнего образа во внутренние процессы формирования программы соб-ственных действий. Иррадация воз-буждения по различным зонам мозга и обобщение характера переферических р-ций. 2. стадия концентрации – происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. Навык на этой стадии уже сформирован, но еще очень непрочен. Воздействие любых новых раздражений разрушает неокрепшую еще рабочую доминанту, едва установившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приводит к иррадиации возбуждения и потере координации. 3. Стадиястабилизации и автоматизации . Помехоустойчивость рабочей доминанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т.е. возникает автоматизация навыка. Прочность работчей доминанты поддерживается четкой сонастройкой ее нейронов на общий ритм корковой активности (усвоение ритма). Внеш-ние раздражители лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Снижается участие лобных ассоциативных отделов коры.

Доминанта – комплекс нейронов, гос-подствующий очаг в ЦНС. Подавляет деятельность посторонних нервных центров и, соответственно, лишних скелетных мышц.

Динамический стереотип (по Павлову) – система условных и безусловных рефлексов. Она вырабатывается при повторении одного и того же порядка раздражений (ситуаций) и, соответ-ственно, выражается в цепи закре-пленных ответных р-ций, т.е. стереотипе. Но при этом изменение внешних условий может вызвать перестройку этой системы или ее разруше-ние, что отмечается термином – динамический.

Двигательный динам-ий стереотип – порядок возбуждения в доминирующих нервных цетрах, закрепленный в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровож-дающих их вегетативных р-ций. ДвДинСт связан с цепью моторных актов. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускет следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения и освобождает сознание человека от мелочного контроля за каждым его элементом. Навыки, в основном, представляют условные рефлексы 2 рода – оперантные или инструментальные условные рефлексы. В них новым отделом реф-лекторной дуги явл-ся эффекторная частть, т.е. создается новая форма движения или новая комбинация из ранее освоенных действий.

Он легче образуется при выполнени циклических упражнений, чем ациклических. Пример – прыжок.

114. Физиолого-биохимическая характеристика восстановления после мышечной работы. Периоды восстановления. Классификация и краткая характеристика средств, используемых в спортивной практике для ускорения восстановительных процессов . Восстановление - совокупность физиологич., биохимичих и структурных изменений, которые обеспечивают переход организма от рабочего уровня к исходному (дорабочему) состоянию. Чем больше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее процессы их восстановления.

Вследствие функциональных и структурных перестроек, осуществляющихся в процессе восстановления, функциональные резервы организма расширяются и наступает сврехвосстановление (суперкомпенсация).

Процессы восстия можно разделить на 3 периода:

1. Рабочий период – восстаные р-ции, которые осуществл-ся уже в процессе самой мышечной работы (восстановление АТФ, креатинфосфата, переход гликогена в глюкозу и ресинтез глюкозы из продуктов ее распада – глюконеогенез). Рабочее восст-ие поддерживает норм-е функ-циональное состояние организма при выполнения мышечной нагрузки.

2. Ранний период – наблюдается сразу после окончания работы легкой и средней тяжести в течение нескольких десятков минут (восстановление выше названных показателей, нормализация кислородной задолженности, гликогена). Раннее восстановление лимитируется главным образом временем погашения кислородного долга. Погашение алактатной части кислородного долга происходит в течение нескольких минут и связано с ресинтезом АТФ и креатинфосфата. Погашение лактатной части кисл.долга обусловлено скоростью окисления молочной кислоты, уровень которой при длительной и тяжелой работе увелич-ся в 20-25 раз по сравнению с исходным, ликвидация этой части долга 1,5-2 часа.

3. Поздний период восстановления отмечается после длительной тяжелой работы и затягивается на несколько часов и даже суток. Нормализуется большинство показателей организма, удаляются продукты обмена в-в, восстан-ся водно-солевой баланс, гормоны и ферменты.

Регуляция восст-ия осущ-ся при уча-стии нервного и гумор-го механ-мов.

Закономерности восст-х процессов:
1. Неравномерность . Сразу после окончания тяжелой физ. работы вос-ст-ие идет быстро, а затем скорость его снижается и наблюдается фаза медленного восст-я. После умеренных нагрузок погашение кислородного долга носит однофазный характер (фаза быстрого восст-ия).

2. Гетерохронность – неодновременное протекание различных восст-ых процессов обеспечивает наиболее оптимальную деят-ть целостного организма (вначале восст. алактатная фаза кислородного долга и фосфагены; затем пульс, артер.давление, ударный и МОК, V кровотока – лактатная фаза кисл.долга; через несколько часов внешнее дыхание, глюкоза и гликоген; через несколько суток обмен в-в, периферическая кровь, вводно-солевой баланс, ферменты и гормоны).

3. Фазность восст-ия – 3 фазы:

1) Ф. пониженной работоспособности (сразу после работы); 2) Ф. повышенной работосп-ти (при сверхвос-становлении); 3) Ф. исходной работосп-ти.

4. Избирательность восст.процессов. После аэробной работы восст.процес-сы показателей внешнего дыхания, сердечного цикла происходят медленнее, чем после нагрузок анаэробного хар-ра.

5. Восст.процессы подвержены тренируемости .

Восстановит. мероприятия :

1. Постоянные . Проводятся с целью профилактики – режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, дополнит-я витаминизация, закаливание, общеукрепляющие физ.упр-я, оптимизация эмоцион-го состояния.

2. Периодические. Осущ-ся по мере необходимости – воздействие на биологически активные точки, вдыхание чистого кислорода, массаж, тепловые процедуры, ультрафиол. облучение, использование стимуляторов, не относящихся к допингам.

115. Физиолого-биохимическая характеристика изменений в организме при выполнении динамической работы различной мощности. Характери­стика сердечно-сосудистой, дыхательной системы, двигательного аппа­рата, системы крови. Энерготраты. В системе крови набдюдается увеличение кол-ва форменных элементов. Наблюдается миогенный эритроцитоз и миогенный тромбоцитоз. В зависимости от тяжести работы проявляются различные стадии миогенного лейкоцитоза. При работе увеличивается отдача кислорода из крови в ткани. Соответственно, становится болше артерио-венозная разность по кислороду и коэффициент использования кислорода. Рост кислородного долга при передвижениях спорстменов на средних и длинных дистанциях сопровождается увеличением в крови концентрации молочной кислоты и снижением рН крови. В связи с потерей воды и увеличением кол-ва форменных элементов повышение вязкости крови достигает 70%.

ССС участвует в доставке кислорода работающим тканям. Увеличивается систолический объем крови (при больших нагрузках до 150-200 мл), нарастает ЧСС (до 180 уд/мин и >), растет минутный объем крови (до 35 л/мин и >). Происходит перераспределение крови в пользу работающих органов – главным образом, скелетных мышц, а также сердечной мышцы, легких, активных зон мозга – и снижение крововснабжения внутренних органов и кожи. Кол-во циркулирующей крови при работе увеличивается за счет ее выхода из кровяных депо. Увеличивается скорость кровотока (норм. 21-23 с, при работе 8-10 с), а время кругооборота крови снижает-ся вдвое.

Дыхание значительно увеличивается при мышечной работе – растет глубина дыхания (до 2-3 л) и частота дыхания (до 40-60 вдохов в мин). Минутный объем дыхания может увеличиваться до 150-200 л/мин. Но большое потребление кислорода дыхательными мышцами (до 1 л/мин) делает нецелесообразным предлельное напряжение внешнего дыхания. Увеличивается легочная вентиляция.

Наибольшие сдвиги происходят при работе субмаксимальной мощности (от 35-40 с до 3-5 мин).

В двигательном аппарате при работе повышаются возбудимость и лабильность работающих мышц, повыш-ся чувствительность их проприорецепторов, растет температура и снижается вязкость мышечных волокон. Улучшается кровоснабжение, но при больших статических напряжениях кровоток в мышцах резко затрудняется или вовсе прекращается из-за сдавливания кровеносных сосудов. ДЕ в целой скелетной мышце при дли-тельных физ.нагрузках вовлекаются в работу попеременно, восстанавлива-ясь в периоды отдыха, а при больших кратковременных напряжениях – включаются синхронно.

При мышечной работе увеличивается потребность в кислороде. Рефлексы возникают с рецепторов работающих мышц, увеличив-ся работа мышечных и дыхательных насосов, что увеличивает венозный приток крови к серд-цу, увеличиваются симпатические влияния на сердце. Все это вызывает увеличение систолического и минутного объема крови и ЧСС.

Сист. V крови 60-80 мл – 150-200 мл

МОК 5-6 л/мин – 35-40 л/мин.

При этом происходит перераспределение крови в пользу работающих органов, в первую очередь к работающим мышцам, сердцу, легким и некоторым управляющим зонам мозга. Кол-во циркулирующей крови при работе увелич-ся за счет ее выхода из кровяных депо. Увелич-ся ско-рость кровотока, а время кругооборота крови снижается вдвое.

Симпатические влияния влияют по разному на разные сосуды. Вызывают уменьшение кровотока во внутр. органы и к коже, сужая сосуды, но не влияет на сосуды сердца и мышц. При работе кровоток через мышцы увеличивается в 100 млн.раз. При циклической работе сокращение мышц улучшает венозный кровоток через них, т.е. включает мышечный насос . Усиление дыхания присасывает кровь из вен в грудную клетку, т.е. включается дыхательный насос .

В мышцах открываются спавшие в покое капилляры, их число увелич-ся в 100 раз и возникает так называемая рабочая гиперемия , т.е. 2 кровотока через мышцы.

116. Физиолого-биохимическая характеристика утомления. Особенности развития утомления при выполнении работы разного характера . Утомление – функциональное состояние организма, вызванное умственной и физич. работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение ф-ций организма и появление субъективного ощущения усталости. Выделяют 2 вида утомления: физическое и умственное. Главным и объективным признаком утомления явл-ся снижение его работоспособности. Критерием оценки утомления явл-ся изменение ф-ций организма в период работы. Процесс утомления характериз-ся субъективным симптомом, усталостью. Утомление связано с развитием функциональных изменений во многих органах и системах, с различным сочетанием деятельности органов и систем, уху-дшение ф-ций. Утомление явл-ся нормальной физиологич. р-цией организма на работу. Утомление ведет к снижению работоспособности спортсменов, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функцых резервов организма.

При выполнении циклической работы мах мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утомления явл-ся уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС с преобладанием торможения. Разрушается рабочая система взаимосвязей активности корковых нейронов, в них падает уровень содержания АТФ и креатинфосфата. Существенное значение в развитии утомления при этом имеет изменение функционального состояния самих мышц, снижение их возбуди-мости, лабильности и скорости расслабления. При циклической работе субмакс. мощности ведущими причинами утомления явл-ся угнетение деят-ти нервных центров и изменения внутренней среды организма. Причина этого – большой недостаток кислорода, вследствие которого развивается гипоксемия. Циклическая работа большой мощности приводит к развитию утомления вследствие дискоординации моторных и вегетативных ф-ций. Длительное выполнение цикличе-ской работы умеренной мощности приводит к развитию охранительного торможения в ЦНС, истощению энергоресурсов, напряжению ф-ций кислород транспортной системы, желез внутренней системы и изменению об-мена в-в. В организме снижаются запасы гликогена, что ведет к уменьшению содержания глюкозы в крови. В механизме развития утом-ления при длительной физ. работе могут играть роль изменения белко-вого обмена и снижение ф-ций желез внутр. секреции. При различных видах ациклических движений , при выполнении ситуационных упр-й, при разных формах работы переменной мощности большие нагрузки испытывают высшие отделы головного мозга и сенсорные системы. При выполнении гимнастических упр-й и в единоборствах утомление развивается вследствие ухудшения пропускной способности мозга и снижения функционального состояния мышц (уменьш-ся их сила и возбудимость). При статической работе основными причинами утомления явл-ся непрерывное напряжение нервных центров и мышц.

Предутомление или скрытое утомление – наличие при работе существенных функциональных изменений со стороны некоторых органов и систем, но ком-пенсированных другими ф-циями, вследствие чего работоспособность человека сохраняется на прежнем уровне. Развитие скрытого утомления обусловлено изменениями координации двигательных и вегетативных ф-ций без снижения эффективности работы.

Хроническое утомление – пограничное функциональное состояние организма, которое характериз-ся сохранением к началу очередного трудового цикла субъективных и объективных признаков утомления от предыдущей работы, для ликвидации которых необходим дополнительных отдых. При хрон. утомлении необходимый уровень спорт. работоспособности может поддерживаться лишь кратковременно за счет повышения биологической цены и быстрого расходования функц-ых резервов организма.

Переутомление – патологическое состояние организма, которое характер-ся постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушением аппетита, болями в области сердца и др. частя тела. Главным объективным критерием переутомления явл-ся резкое снижение спорт.результатов и повышение грубых ошибок при выполнении упр-й.

Перенапряжение – резкое снижение функц. состояния, вызванное нарушением нервной и гуморальной регуляции, нарушение гомеостаза при чрезмерных и форсированных нагрузках.

117. Физиолого-биохимические механизмы проявления быстроты. Определение, формы. Резервы быстроты и их особенности проявления в различных видах спорта. Возрастные изменения, сенситивные периоды, тренируемость . Быстрота – это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты. Комплексные формы включают скорость двигатель-ных действий и кратковременность умственных р-ций в сочетании с другими качествами. Элементарные фор-мы : 1. Общая скорость однократных движений – напр. прыжков, метаний. 2. Время двигательной р-ции (ВДР ) – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной р-ции, р-ции на движущийся объект (особое значение в ситуац.видах спорта и спринте). Оценка ВДР производится от момента подачи сигнала до ответного действия. 3. Максимальный темп движений, характерный, напр., для спринтерского бега.

Факторами, влияющими на ВДР, явл-ся врожденные особенности человека, его текущее Функциональное состо-яние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спорт. мастерства, кол-во воспринимаемой спортсменом информации.

Быстрота зависит от следующих факторов : лабильность – скорость протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках; подвижность нерв-ных процессов – скорость смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот; соотношение быстрых и медленных мышечных воло-кон в скелетных мышцах.

В сложных ситуациях, требующих р-ции с выбором, большое значение имеет пропускная способность мозга спортсмена – кол-во перерабатываемой иныормации за единицу времени. Величина ВДР прямо-пропорц-но на-растает с увеличением числа возмож-ных альтернативных решений – до 8 альтернатив, а при большем их числе оно резко и непропорц-но повыш-ся.

При осущ-ии р-ции на движущийся объект большое значение приобретают явления экстраполяции, позволяющие предвидеть возможные траектории перемещения соперников или спорт. снарядов, что ускоряет подготовку ответный действий спортсмена. Способствуют этому и поисковые движения глаз: быстрота действий спо-рт-а здесь связана со скоростными возможностями мышц глазодвигательного аппарата.

В процессе спорт.тренировки рост быстроты обусловлен следующими механизмами : увеличение лабильности нервных и мышечных клеток, ускоряющих проведение возбуждения по нервам и мышцам; рост лабильности и подвижности нервных процессов, уве-личивающих скорость переработки информации в мозгу; сокращение времени проведения возбуждения через межнейронные и нервно-мышечные синапсы; синхронизация активности ДЕ в отдельных мышцах и разных мышечных групп; своевременное торможение мышц-антагонистов; повышение скорости расслабления мышц.

Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими . С ними частично совпадают сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в т.ч. педагогическим и тренерским. Сенситивный пе-риод для развития быстроты 11-14 лет (макс. значение – 15 годам).

Из физических качеств наиболее зависимыми от врожд. задатков явл-ся качества быстроты и гибкости. развития быстроты – 11-14л

118Физиолого-биохимические механизмы формирования и проявления силы. Определение, классификация. Факторы, определяющие максимальную мышечную силу (основные и дополнительные). Физиологические основы тренировки и резервы мышечной силы. Тренируемость, сенситивные периоды, возрастные изменения. Сила мышцы – это способность за счет мышечных сокращений преодоле-вать внешнее сопротивление. Различают абсолютную и относительную мышечную силу.

Абсолютная сила – это отношение мышечной силы к физологическому паперечнику мышцы (площади поперечного резерва всех мышечных воло-кон). Измеряется в Ньютонах или кг силы на 1 кв.см. В спортивной практике измеряют динамометром силу мышцы без учета ее поперечника.

Относительная сила – отношение мышечной силы к ее анатомическому поперечнику (толщине мышцы в целом, которая завилит от числоа и толщины отдельных мышечных волокон), измеряется в тех же единицах, что и абсолютная сила. В спорт. практике для ее определения используют отношение мышечной силы к сесу тела спортсмена, т.е. в расчете на 1 кг. В зависимости режима мышечного сокращения различают: 1. Статическую силу (изометрическую), проявляемую при статических усилиях; и 2. динамическую – при динамической работе, в т.ч. так называемую взрывную силу – определяется скоростно-силовыми возможностями человека. Скоростно-силовые возможности зависят от наследственных св-в орг-ма.

Правильное чередование тяжести физ. нагрузок с оптимальными интревалами отдыха обеспечивает возможность использования явления суперкомпенсации – сверхвосстановления организма. Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей. Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться max нагрузки.

В условиях электрического раздра-жения мышцы можно можно выявить max мышечную силу , которая окажется больше той силы, которую человек проявляет при предельном произволь-ном усилии – так называемой max произвольной силы . Разница между max мышечной силой и max произволь-ной силой называется дефицитом мышечной силы . У систематичски тренирующихся спортсменов происхо-дит относительное увеличение общих и специальных физиологических резервов. К числу общих функциона-льных резервов мышечной силы отнесены следующие факторы: включение дополнительных ДЕ в мышцыах, синх-ронизация возбуждения ДЕ в мышце, своевременное торможение мышц-антогонистов, координация сокращений мышц-антогонистов, повышение энергетических ресурсов мышечных волокон, переход от одиночных сокращений мышечных волокон к тетаническим, усиление сокращения после оптимального растяжения мышцы, адаптивная перестройка структуры и биохимии мышечных волокон.

Тренируемость или спортивная обучаемость спортсмена – способность повышать функциональные и специ-альные спортивные возможности под влиянием систематической тренироки. Обеспечивается двумя параметрами: 1. степенью прироста различных признаков организма в процессе многолетней спортивной подготовки; 2. скоростью этих сдвигов в орга-низме. Ниболее тренируемыми физ. качествами явл-ся ловкость и общая выносливость, а наименее – быстрота и гибкость. Среднее положение зани-мает качество силы.

Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в т.ч. предагогическим и тренерским. Учет сенситивных периодов необходим при проведении спортивного отбора. Сенситивные периоды для различных качеств проявляются гетерохронно. Сенситивный период проявления различных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14 лет, мышечной силы – 14-17 лет, выносливости –15-20 лет.

119.Физиолого-биохимические основы скоростно-силовых способностей. Факторы, определяющие скорость и силу в процессе двигательной деятельности. Особенности проявления скоростно-силовых качеств в различных видах спорта. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (напр., отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега). При этом, чем значительней внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (подъем штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (метание копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельными напряжениями мышц, проявляемыми в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (напр., при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – это способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Специфические виды:

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе.

Силовая ловкость – проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба). Ее можно определить, как « способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

Факторы:

К анатомо-физиологическим факторам относят : сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых и красных мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и масса мышц; качество межмышечной координации; особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания.

К биомеханическим факторам относят : расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс.

К психологическим факторам относят : готовность человека к проявлению мышечных усилий, мотивационные и волевые компоненты, эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.


Похожая информация.


Основные параметры соревновательной деятельности в спортивных играх выделяются и фиксируются посредством специальных, наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших спортсменов мира.

Признаки, отражавшие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - победить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, ее достижение складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной игровой деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого ученика, можно оценить эффективность его действий и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют компоненты, которые иерархически расположены условно в несколько уровней. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности расположены по принципу "матрешек", вложенных одна в другую; первый компонент - самая большая, в нее "вложены" все последующие

Первый компонент (верхний уровень) составляет системно-целостное противоборство спортсменов двух команд, в котором представлены все компоненты структуры, как результат их взаимосвязи.

Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в данный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Командные тактические действия - системы игры в нападении или обороне - являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и в пространстве. Одна команда учитывает возможности своих игроков и особенности игры в защите команды соперника, когда выбирает ту или иную систему игры в нападении. Защищающаяся же команда, учитывая особенности системы игры команды соперника, противопоставляет свою систему обороны.

Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне - в них находят реализацию командные тактические действия. По аналогии с командными тактическими действиями групповые действия осуществляются одновременно: игроки одной команды выполняют тактическую комбинацию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют между собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые тактические действия зависят от принятой системы игры и являются ее развитием.

Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные тактические действия в нападении и защите - следующий шаг в развитии соревновательной деятельности. Индивидуальные действия связаны с конкретными групповыми и ими обусловлены: в нападении в зависимости от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с другой; в защите в зависимости от системы защиты и своих групповых действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию в нападении в команде соперника.

Пятый компонент структуры составляют приемы игры (техника), при помощи которых спортсмены осуществляют соревновательную деятельность при непосредственном воздействии на мяч, шайбу. Это практически заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные - групповые - индивидуальные (тактика) - прием игры (техника). Этот компонент является конечным результатом, то есть качество его выполнения непосредственно отражается на эффективности соревновательной деятельности (выигрыш мяча, очка или проигрыш). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападении и защите.

Шестой компонент составляют физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносливость, координационные способности, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактических действий.

Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности спортсменов; уровень их сформированности и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства соперников.

Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всего времени, в течение которого развертывается соревновательная деятельность.

Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями учеников в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения спортивной игре. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной, в конечном счете - к игровой соревновательной. При этом спортивной игре и соревнованиям предшествуют подвижные игры и соревнования по физической и технической подготовке, а также подготовительные игры к спортивной игре.

В процессе подготовки к соревнованиям, как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность.

Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность спортсменов: климатогеографические условия региона, состав соперников, условия проведения встреч с конкретными соперниками, характеристика зрителей, особенности судейства.

В конечном счете, подготовка команды и каждого отдельного игрока проводится с учетом игры с конкретной командой соперника, против определенного игрока в той или иной ситуации. Для этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план "проигрывается" на тренировочном занятии против "модели соперника".

Непосредственно перед встречей проводится "установка на игру". Определяются стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому игроку, нескольким по взаимодействиям, определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка).

Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков соперника, своей команды и вносит коррективы по составу команды, ведению игры. Для этого в его распоряжении имеются перерывы в игре в соответствии с правилами соревнований для этого конкретного игрового вида спорта. Искусство педагога вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.

После окончания встречи организуется разбор игры. При этом используются результаты наблюдений за действиями участников в игре, анализ технического протокола игры, просмотр видеозаписей игры. Все данные сравниваются с установочными и делаются соответствующие заключения: по выполнению тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют сильные и слабые стороны в действиях игроков, оценивают отношение спортсменов к игре. В последующих занятиях, с одной стороны, исправляются выявленные ошибки, с другой - учитываются особенности игры соперников в предстоящей игре.

После окончания соревнований делается общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнований: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь - занятое место и его соответствие запланированному; если подводящее, то главным критерием здесь будет достижение установленных на этот период модельных показателей по всем основным параметрам соревновательной деятельности.

Из выше сказанного следует, что правильная и хорошо организованная подготовка к соревновательной деятельности, приносит отличный результат и повышает мастерство игроков принимающих участие в спортивных играх. Для того чтобы соревновательная деятельность проходила на высоком уровне, педагог должен правильно спланировать интегральную подготовку.

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависят эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений в спортивной игре. Наиболее существенными являются следующие факторы:

1. Оснащенность спортсменов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в спортивной игре регламентируется правилами, в соответствии с которыми игроки могут осуществлять соревновательную деятельность при помощи специальных в каждой игре действий - приемов игры. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность; с другой стороны - чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки владения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.

2. Оснащенность спортсменов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и соревнований. 1 и 2 факторы взаимосвязаны: тактические действия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообразия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.

3. «Применяемость» технико-тактического арсенала. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия - командные, групповые, индивидуальные в нападении и обороне. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что большинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.

4. Эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по определенным для каждой спортивной игры показателям - выигрыш и проигрыш мяча (шайбы), взятие ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх.

5. Мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде, которая определяется ему на основе индивидуальных особенностей, учета уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.


6. Активность («агрессивность»), творчество («игровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

7. Уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в спортивной игре. 6 и 7 факторы оказываются решающими при равновесии остальных факторов.

8 и 9 - уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности в конкретной спортивной игре.

10 и 11 - возраст и спортивный стаж спортсменов. При прочих равных всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности в спортивной игре будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий спортивной игрой.

12. Эффективное функционирование системы, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов, на использование спортивной игры в качестве средства массовой спортивной работы.

Введение

ГЛАВА 1. Анализ литературных источников 10

1.1. Анализ соревновательной деятельности в спортивных играх, в том числе в теннисе 10

1.1.1. Структура соревновательной деятельности в индивидуальных спортивных играх 10

1.1.2. Система спортивных соревнований 13

1.1.3. Календарь соревнований 17

1.1.4. Индивидуальная система спортивных соревнований 18

1.1.5. Соревновательный метод подготовки 23

1.2 Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности 26

1.3 Модельные характеристики соревновательной деятельности юных теннисистов 36

1.3.1.Модельные характеристики общего соответствия подготовленности и игры принципам передовой соревновательной деятельности 38

1.3.2. Модельные характеристики психологической подготовленности 38

1.3.3. Модельные характеристики теоретической подготовленности 40

1.3.4 Модельные характеристики спортивной техники 42

1.3.5 Модельные характеристики физической подготовленности.43

1.3.6 Модельные характеристики соревновательной деятельности, стратегии и тактики. 45

1 4 Условия эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 50

1.4.1. Психические и морфофункциональные особенности младшего школьника 50

1.4.2. Психические и морфофункциональные особенности подростка 53

1.5. Роль эмоций, мышления, самооценки и уровня притязаний в эффективности соревновательной деятельности юного теннисиста 56

1.5.1. Эмоции 56

1.5.2. Мышление 59

1.5.3. Самооценка и уровень притязаний 63

1.6. Резюме по главе 67

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 71

2.1 Задачи исследования 71

2.2 Методы исследования 71

2.2.1 Анализ литературных источников 71

2.2.2 Методы оценки и анализа соревновательной деятельности 72

2.2.3 Методы оценки технической подготовленности 75

2.2.4 Методы оценки физической подготовленности 76

2.2.5 Методы оценки функциональных особенностей психики 77

2.2.6 Мотивационная структура уровня притязаний 79

2.2.7 Методы математической статистики 82

2.3 Организация исследования 87

ГЛАВА 3. Результаты исследования критериев эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет 89

3.1. Результаты исследования общепринятого в теннисе критерия эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинга... 89

3.2. Показатели оценки соревновательной деятельности 94

3.3. Показатели оценки техники 99

3.4. Показатели оценки физической подготовленности 106

3.5. Показатели оценки психофизиологических особенностей 110

3.6 Показатели оценки уровня притязаний 114

ГЛАВА 4. Обсуждение результатов исследования критериев эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет 125

4.1. Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе девочек-теннисисток 10-11 лет 125

4.2.Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе мальчиков-теннисистов 10-11 лет 129

Заключение 133

Выводы 136

Введение к работе

В работах С.П.Белиц-Геймана, А.П. Скородумовой, И.В.Всеволодова, и др. отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных характеристик вообще, и с учетом возраста теннисистов в частности.

Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами детей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга.

Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит в первую очередь от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период». Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильнейших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5-7 лет и только к 14-16 годам имели заметные успехи среди сверстников на международном уровне.

Результаты соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет не определяют основу подлинного мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств.

Важным условием решения этой задачи является разработка критериев эффективности соревновательной деятельности для юных теннисистов. Они призваны стать важным ориентиром для тренеров и спортсменов при построении процесса спортивной подготовки, и являются важным условием и инструментом педагогической деятельности в части оценивания результатов деятельности и соответствия этих оценок способностям.

В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной деятельности (СД) юных теннисистов 10-11 лет.

Объект исследования - процесс подготовки юных теннисистов.

Предмет исследования - соревновательная деятельность юных теннисистов 10-11 лет.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что результаты соревновательной деятельности на начальном, фундаментальном периоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Разработанный нами комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности будет являться ориентиром и предпосылкой дальнейшего повышения эффективности подготовки юных спортсменов.

Научная новизна работы связана с рядом оригинальных результатов, полученных в результате исследования:

Выявлено и доказано, что главный, общепринятый критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки;

выделены качества, свойства личности и показатели подготовленности, значимо связанные с эффективностью СД теннисистов 10-11 лет, а также определены их оптимальные уровни, которые можно

рассматривать как основные критерии эффективности СД юных теннисистов;

Разработаны оценочные шкалы по каждому из критериев эффективности СД

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном подходе к критериям эффективности соревновательной деятельности, базирующимися на взаимном опосредовании результата соревновательной деятельности юных теннисистов и свойств личности, необходимых для ее осуществления. Такой подход в теннисе впервые является предметом научного исследования. Практическая значимость диссертационного исследования определяется его прямым предназначением для использования в процессе подготовки юных теннисистов. Разработанный и изложенный в диссертации комплекс критериев эффективности СД теннисистов 10-11 лет может быть непосредственно использован для внедрения в работу специализированных теннисных клубов и детско-юношеских спортивных школ.

Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА, теннисного клуба «Балашиха» и в практику проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России».

Также автором было подготовлено письмо в Федерацию Тенниса России (ФТР), в котором изложены ряд предложений по изменению регламента Российского Теннисного Тура, а также расширению системы проведения смотров-конкурсов практически перед всеми основными турнирами. Письмо рассмотрено и одобрено на тренерском совете РТТФТР.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Главный критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки.

    Основные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов относятся не только к различным видам подготовленности, но и к эмоционально-волевым, психомоторным, интеллектуально-позновательным сферам жизнедеятельности человека.

    Использование оценочных шкал по каждому из критериев эффективности соревновательной деятельности дают возможность повысить качество отбора перспективных теннисистов и индивидуализировать их спортивную подготовку.

Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности

На первый взгляд такой проблемы вообще не существует. Есть правила соревнований, в которых пунктуально рассмотрены действия игроков и способы поощрения (за выигрыш) и наказания (за проигрыш). Есть судьи, которые этими правилами призваны руководствоваться. Есть зрители, которые выражают свое отношение к происходящему на корте. Есть, наконец, довольно сложные способы ранжирования игроков, даже не игравших непосредственно друг с другом на протяжении значительного периода времени (55;206).

В самом общем виде (применительно к конкретному матчу) действия игрока считаются успешными до тех пор, пока он ударом по мячу слета или после одного отскока от своей половины площадки направит мяч на площадку соперника. Теннисисты соревнуются в точности попадания в пределы площадки соперника и в том, чтобы затруднить ответные действия соперника. Вот здесь и начинаются всевозможные проблемы (49;54).

Существует немало способов осложнения ответных действий соперника: повышение и варьирование скорости полета мяча, видоизменения его траектории за счет вращения, направления мяча в наименее защищенную точку площадки, сокращение времени на ответный удар (повышение скорости полета мяча, укороченные удары и удары с лета), а также различные тактические схемы, реализующие названные выше способы осложнения ответных действий соперника (71).

Ответные действия соперника могут носить защитный, атакующий или контратакующий характер. При этом эффективность действий предопределяется своевременностью и точностью ударов, т.е. скоростью сенсомоторного реагирования, быстротой необходимого перемещения игрока, опережающим отражением действительности (разгадывание замысла соперника, чтение игры, тактический план), точностью и силой ударов, оптимальностью сочетания быстроты, силы и точности. И все это относится к каждому удару по мячу, а таких ударов в каждом матче не менее 48 (если все подачи навылет, а соперник не сделает ни одной правильной подачи). На самом деле их гораздо больше, матч иногда длится более 3 часов. Все перечисленные выше слагаемые успеха относятся к конкретному матчу, гейму, сету и при условии, что судьи будут действовать безошибочно. Однако эффективность соревновательной деятельности имеет не только объективную сторону, но и во многом субъективна (85;95;99).

Даже выигранный матч может рассматриваться спортсменом или его тренером как относительно неудачный. Не тот счет в матче, не тот соперник, не шла подача, пришлось затратить много сил, получена травма, не удалось реализовать недавно освоенную на тренировке тактическую новинку, сопернику лучше удавались выходы к сетке, выявлены значительные недостатки в подготовке к турниру и многое другое (48;53). Если к этому добавить, что далеко не всегда спортсмен может принять участие в необходимом для него турнире или встретиться в матче с желательным соперником, то и недовольство существующей системой соревнований также может стать причиной невысокой или неоправданной эффективности соревновательной деятельности (119; 124).

Вместе с этим, далеко не всегда проигранный матч однозначно рассматривается как неудачный (215;221). Не представляется неудачей достойный проигрыш сильному сопернику, не всегда теннисист может находиться в лучшей спортивной форме и, осознавая это, расценить свой проигрыш реалистично или быть довольным достигнутым уровнем игры, возможна даже благодарность сопернику за пример, достойный-подражания. Очевидна также положительная оценка поражения, если в ходе игры или ее анализа удалось увидеть перспективу дальнейшей подготовки, сделать благоприятный прогноз.

Эффективность соревновательной деятельности более многогранна и не однозначна Соревновательная деятельность рассматривается (наряду с тренировочной) как целенаправленная внешняя и внутренняя активность, обусловленная специфическими мотивами, внутренним содержанием которой являются психические и физиологические процессы, а внешним проявлением - двигательные действия и операции (187).

Если опираться только на результативность соревновательной деятельности, рассмотреть деятельность только внешнюю (действия и операции), то и здесь эта деятельность при попытке оценивания представляется весьма сложной (как и положено любой деятельности в подлинном ее понимании) (167). Добавим, что без сопоставления объективной (внешней) эффективности соревновательной деятельности с оценкой внутренней (психической) вряд ли можно говорить об истинной ценности такого оценивания (163).

Прежде всего, это связано с относительностью этой эффективности, базирующейся на ранжировании игроков по результатам сыгранных ими матчей. Сложность заключается в том, что даже лучшие игроки мировой табели о рангах, входящие в первую сотню АТР, не каждый год имеют возможность померяться мастерством в личной встрече на корте.

Для юных теннисистов эффективность соревновательной деятельности во многом зависит от доступной (или недоступной) для них системы соревнований. В результате этого эффективность соревновательной деятельности каждого теннисиста в большинстве случаев является опосредованной той системой классификации игроков, которая принята в федерации (региональной, национальной, международной).

Взаимосодействие индивидуума с окружением, которое определяются его профессиональной деятельностью, является одной из наиболее значимых сфер, в которых реализуется процесс психологической адаптации. Любая деятельность предъявляет определенные требования к человеку в ней участвующему, причем эти требования обращены преимущественно, а нередко и исключительно, именно к механизмам психики. Таким образом, психологическая подготовка представляет собой одну из существенных предпосылок профессиональной эффективности (56; 109; 120; 147).

В равной мере это относится и к профессиональному обучению. Становление специалиста в процессе обучения включает не только приобретение определенных знаний и навыков (165). В течение периода обучения формируются установки, интересы, ценностные ориентации, развиваются специальные качества, которые ложатся в основу специальных навыков, осуществляется социализация специалиста, на которую оказывают влияние особенности личность, типичные психические реакции индивидуума и, тесно связанный с ними, характер взаимодействия с социальной средой (151).

В психологической теории деятельности элементами структуры являются деятельность и определяющие ее мотивы, действия и их цели, а также операции и условия (103). При этом деятельность и ее мотивы определяются культурно исторически, в ходе развития общественных отношений и достижений культуры и производства (104).

Модельные характеристики соревновательной деятельности, стратегии и тактики

Анализ теоретического и практического опыта изучения соревновательной деятельности (СД) в спорте, и, в частности в теннисе, показал актуальность и многогранность этой проблемы, обращенной к культурно-историческим корням, ее высокую личностную значимость. Эффективность СД представляется нам особым мироощущением, базирующимся на широком комплексе свойств личности, качеств и навыков, приобретаемых в ходе деятельности, связанной с возможностью их реализации в условиях спортивной борьбы. 2. Правомерность изучения СД юных теннисистов 10-11 лет базируется на учете возрастных особенностей детей 10-11 лет. 3. Исключительно высокие темпы развития тенниса в последние десятилетия привели к ранней специализации и большой соревновательной практике юных теннисистов, которые уже с 12-летнего возраста начинают активно участвовать в официальных чемпионатах, а с 14-летнего - вступают на профессиональный путь. Причем главным и единственным. критерием эффективности их спортивной подготовленности является место в теннисной классификации (рейтинг). 4. Проведенное исследование выявило тенденцию к общему устремлению максимального увеличения количества сыгранных турниров, доходящих до 20 в год. Однако положение в рейтинге определяется не количеством сыгранных турниров, а числом побед в них. Следовательно, целесообразно при планировании календаря участия в. соревнованиях исходить не из количества сыгранных турниров, а их качества, которое должно соответствовать уровню подготовленности юного теннисиста 10-11 лет. Исследования показали, что наиболее положительный результат достигается при участии в 7-9 турнирах, 29-40 матчах, в которых необходимо одержать 19-25 побед. 5. Анализ статистических данных, лежащих в основе составления российской теннисной классификации показал отсутствие достоверных связей (при р 0,05)между местами, занимаемыми в рейтинге теннисистами в 10-11 лет и затем через 4 года в возрасте 13-14 лет. Причем, за это время «потери», т.е. выбывание из рейтинга, и соответственно прекращение занятий теннисом составляет 27% у девочек, а у мальчиков 25%. 6. Таким образом, в возрасте 10-11 лет рейтинг не имеет прогностической значимости и не может рассматриваться как главный, а в настоящее время и единственный критерий эффективности СД юных теннисистов этого возраста. 7. Проведенные исследования психофизиологических качеств позволили определить комплекс критериев, влияющих на эффективность СД юных теннисистов 10-11 лет, в число которых входят: показатели быстроты сенсомоторной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и темп движения, скорость приема и переработки информации, точность мышечно-двигательных ощущений, устойчивость внимания. Причем их уровень и особенности взаимосвязи для девочек и мальчиков имеют определенную специфичность. 8. Активное участие в тренировочном и соревновательном процессе требует от юных теннисистов высокого уровня притязаний. Процедуру определения мотивационной структуры уровня притязаний по методике Гербачевского В.К. позволила выявить факторную структуру мотивации, показатели которой значимо взаимосвязаны с показателями эффективности СД и выступают в роли непосредственных побудителей субъекта к деятельности. 9. Запись СД осуществлена с помощью разработанной при участии автора компьютерной методики. Полученные результаты выявили возможность рассмотрения в качестве критериев СД показателей стабильности (КС), результативной активности (КРА). Причем, если значимость стабильности в этом возрасте не подлежит сомнению, то, как правило формирование результативной активности многие тренеры относят к более старшему возрасту. Исследования показали, что стремление и возможность играть результативно активно в возрасте 10-11 лет определяет будущий победный стиль игры. Это подтверждается выделенными в результате факторного и корреляционного анализов значимые элементы техники: подача, выход к сетке, завершающий выигрыш ударами с лета. Владение этими техническими элементами может рассматриваться как критерий эффективности СД теннисистов 10-11 лет. 10. Результаты исследования показателей развития физических качеств подтверждают общепринятые представления о доминирующей роли скоростных качеств для спортсменов этой возрастной группы. Показатели тестирования скоростно-силовых, скоростных качеств и скоростной выносливости несомненно в первую очередь могут быть использованы в качестве оценки соответствия критериям эффективности СД. 11. Таким образом, критерии эффективности СД юных теннисистов 10-11 лет носят комплексный характер и характеризуют их личность, психофизиологические особенности и спортивную подготовленность. 12. Разработаны 10-бальные (процентильные) оценочные шкалы по каждому из изученных показателей, которые позволяют сопоставить экспериментальные данные между собой и с критериями СД. Это дает возможность выявить индивидуальные особенности теннисиста 10-11 лет и дать рекомендации по отбору перспективного к достижению высоких спортивных результатов контингенту.

Результаты исследования общепринятого в теннисе критерия эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинга

Выделены два основных фактора, несомненно, играющие ведущую роль в эффективности соревновательной деятельности. Это активные игровые действия (невозможные без активности оперативного мышления, интеллектуальной активности) и снижение числа невыну.жденных ошибок (т.е. психической надежности, эмоциональной устойчивости, точности).

При этом, как мы подчеркивали в заключительной части раздела 1.2., необходимые для эффективности соревновательной деятельности физические, функциональные и психические свойства и качества взаимоопосредованы, взаимодетерминированы, служат одновременно и условием, и предпосылкой, и результатом успеха деятельности.

Достигаемый в таком абстрагировании уровень научного постижения сущности успеха в соревновательной деятельности представляется нам более емким и, одновременно, допускающим значительную конкретизацию различных параметров соревновательной деятельности, включая оценочные шкалы, их интеграцию по множеству аналитически ориентированных показателей. Разумеется при условии их конструктивного, а не только оценочного, использования (196;222).

Логически обоснованно могут быть названы две основные сферы (хотя бы при условии равенства остальных слагаемых), ответственные за обеспечение соревновательной деятельности теннисиста: игровая активность (воля к победе, трудолюбие, инициативность) и эмоциональная устойчивость (психическая надежность, стабильность, точность).

Несложно увидеть отчетливые параллели основных критериев эффективности соревновательной деятельности по Белиц-Гейману с высказываниями В.Д. Небылицына (129) относительно общих свойств нервной системы (активность, эмоциональность и баланс между ними), с исследованиями Н.А. Бернштейна (21) об активности и реактивной приспособительности, с позицией Г.Ю. Айзенка о критериях таксономической парадигмы (факторы PEN - активность, экстра-интроверсия, эмоциональная стабильность) (236).

Вполне очевидно, что ключом к успеху в теннисе служит сочетание игровой активности и эмоциональной устойчивости, по существу, некоторый оптимум этих свойств, их диалектическое взаимодополнение. Не следует забывать о том, что согласно работам названных выше авторов эти свойства, прежде всего, претендуют на высокую степень наследуемости, значительной биологической обусловленности.

Можно сказать, что СП. Белиц-Гейман предложил достаточно простой принцип диагностики активности и эмоциональной устойчивости по игровым показателям теннисистов.

Этот принцип приемлем для теннисистов. Очевидно, что игровая деятельность, характерная для тенниса, служит своеобразной лакмусовой бумажкой, индикатором проявления активности, экстра-интроверсии, эмоциональной стабильности (PEN), благодаря возможности оценивания чуть ли не каждого (если не считать случайности) удара по мячу.

И все это в развитии, в динамике игровой деятельности, сопровождающейся ростом мастерства, функциональных возможностей, конфликтов, ответственности, не выводя испытуемого за пределы его образа жизни, на основе результативности соревновательной деятельности. Вероятно, что далеко не любая спортивная специализация отличается такой равнозначностью условий для диагностики психической активности и устойчивости, для реализации природно обусловленных свойств нервной системы.

Вместе с тем необходимо учитывать, что определение общих свойств нервной системы не требуется при каждом оценивании соревновательной деятельности. Вероятнее всего, переоценка ценностей должна происходить при очевидных и устойчивых изменениях соревновательной деятельности как результата специальных педагогических воздействий, формирования индивидуального стиля деятельности. Как считают специалисты (121 ;207;216) здесь существуют сложные отношения отбора, подбора, профессиональной ориентации, согласно которым для каждого человека существует круг наиболее желательных, приемлемых, а иногда и запретных видов деятельности (профессий). Первичное и более раннее определение этих свойств нервной системы - важное условие деятельности тренера по созданию индивидуального стиля.

Подводя итоги данного раздела, следует отметить следующее: эффективность соревновательной деятельности может быть корректно оценена лишь относительно существующей системы соревнований для конкретного возраста; следует различать объективную и субъективную стороны эффективности соревновательной деятельности (объективную - по игровым показателям, а субъективную по данным самооценки); предпосылкой успешной соревновательной деятельности может служить соответствие индивидуальных показателей теннисиста модельным характеристикам для соответствующего возраста; требования к психике теннисиста, обусловленные спецификой соревновательной деятельности в данном виде спорта, связаны с реализацией общих свойств нервной системы (активность, эмоциональность, баланс), обладающих высокой степенью наследуемости; можно назвать три основных признака (механизма) становления эффективности соревновательной деятельности. Это уровень притязаний личности (интегративный признак), активность и эмоциональную устойчивость (базовые признаки); активность предполагает волевое, инициативное, подчиняющее воздействие на игровые ситуации, предвидение, предвосхищение; эмоциональная устойчивость предполагает эффективность игровых действий в сложных ситуациях, при высокой эмоциональной напряженности матча, толерантность психики к сбивающим факторам соревновательной деятельности.

Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе девочек-теннисисток 10-11 лет

По три элемента имеют группы показателей 1-2-3 и 52-39-20. Все показатели первой из данных групп имеют отношение к рейтинговым показателям эффективности (число турниров, матчей и побед), при этом число сыгранных матчей является наиболее определяющим. В другой из названных групп представлены показатели трех различных критериев эффективности: мотивов воли (52), темпа движений (39) и техники (20). Ключевым показателем является темп движений.

4 показателя входят в следующую группу, имеющую цепочную структуру: это показатели 5 и 7 (квалификационные очки 2003 года), данные по показателей соревновательной деятельности - числу двойных ошибок, а также показатель оценки техники (24 - удары слета справа). Если отрицательная корреляция показателей 5 и 7 определяется алгоритмом их получения, то отрицательная связь показателей 9 и 24 скорее всего свидетельствует о том, что уверенная игра слета справа снижает число двойных ошибок и наоборот, увеличение двойных ошибок снижает качество ударов слета справа.

Следующий по численности показателей включает в себя 7 элементов: 26, 18 и 19 - показатели техники, 36, 41 и 42 - психофизиологические показатели и показатель 53 -мотивы, обусловленные уровнем достигнутых результатов. Отрицательные связи показателя 19 с 36 и 42 логичны, поскольку эффективность в 36 и 42 связана с меньшим числом ошибок на внимание и более коротким периодом реагирования на световые стимулы.

Отрицательная корреляция 41 и 53 также понятна: высокая подвижность нервной системы позволяет теннисисткам надеяться на лучшие ранг в результативности. Центральное расположение показателя 19 (техника удара слета слева) позволяет предположить, что сам по себе удар справа слета представляется специфичным в техническом арсенале и его эффективность определяется остальными компонентами рассмотренной микроструктуры. Есть здесь и элементы переноса удара справа слета и смеша.

Следующей по численности элементов структурой является структура с двойным кольцом элементов (нижний, с центральным элементом № 35 -общий ранг ОФП). Центральную часть этой структуры (вместе с показателем 35) образуют элементы 21, 27, 28, имеющие отношение к технике, а также показатели 34 и 45 (соответственно прыжок в длину с места и познавательный мотив (уровень притязаний). Отрицательные знаки показателя 35 вполне объяснимы, поскольку этот показатель - общий ранг физической подготовленности. Отрицательный знак показателей 21 и 34 скорее всего означает, что результативный прыжок в длину снижает оценку техники подачи. Экспертам эта связь очевидна.

Рассмотренное внутреннее кольцо имеет выход на внешнее кольцо через показатели 15 (результативная активность) и 28 (интегральная оценка техники). При этом с показателем 15 связан показатель 10 (активно выигранные мячи), а через этот показатель примыкает группа из 5 показателей, среди которых: показатель 38 (быстрота движений), 33 (дальность метания мяча), 13 (выигрыш у сетки), 11 (не вынужденные ошибки), а также 25 (техника удара слета слева).

Все связи положительные и достаточно очевидно являются компонентами, учитываемыми в первую очередь при суждении об активно выигранных мячах. Аналогично этому можно считать показатели 23 и 22 (техника удара слева и справа с отскока) и 40 (скорость переработки информации), связанные с 15, основными компонентами результативной активности. Наконец группа показателей, входящих во внешнее кольцо, (ожидаемый уровень результатов, 31 (высота прыжка вверх) и 14 (стабильность) - требованием к проявлению взрывных качеств, поскольку другой своей связью (31 с 28 и 28 с 10) замыкается большой круг рассматриваемой структуры.

Самой развитой корреляционной структурой в группе девочек-теннисисток 1 1-12 лет является расположенная в центре рис. 13 . В ее составе 21 показатель. Ядро структуры образуют показатели 49 (мотив самоуважения), 44 (внутренний мотив), 59 (интегральный показатель уровня притязаний), 55 (намеченный уровень мобилизации усилий), а также примыкающие к этому ядру также показатели мотивационной структуры уровня притязаний: 50 (значимость результатов), 57 (закономерность результатов, 47 (состязательный мотив) и 48 (мотив смены деятельности). В целом, вся правая половина рассматриваемой подструктуры характеризует мотивацию юных теннисисток и напрямую выходит на показатель 6 (классификационный номер 1999 года). Показатель 6 образует пятиэлементную вертикаль, в которую входят еще два мотивационных показателя 58 (инициативность) и 54 (оценка своего потенциала), а также показатель 12 (выходы к сетке), 32 (бег 30 метров) и 4 (очки классификации 1999 г.). В целом рассмотренная вертикаль акцентирует эффективность соревновательной деятельности 1999 г. Через показатель 29 (быстрота бега 6x8 метров) рассматриваемая подструктура принимает законченный вид присоединением еще одной вертикали: 16 и 17 (техника удара с отскока справа и слева), 30 (веер), 43 (мышечная чувствительность) и 37 (реакция на движущийся объект). Относительно рассмотренной структуры в целом можно говорить как о базовой, включающей наиболее важные компоненты успешной деятельности. В том числе технические, физические, психофизиологические, личностные, которые взаимоопосредованы итоговой результативностью.

Рациональное построение тренировочного процесса предполагает его строгую направленность на формирование структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей ее максимальную эффективность. Это, в свою очередь, требует знаний об этой структуре, о ее количественных, качественных и содержательных характеристиках. В данном случае речь идет о модельных характеристиках соревновательной деятельности. Считается , что в самом общем виде модельные характеристики соревновательной деятельности в спортивных единоборствах должны отражать: эффективность технико-тактических действий, активность, разнообразие.

Эффективность обычно оценивается как соотношение нанесенных ударов и ударов, дошедших до цели (коэффициент атаки); как соотношение нанесенных боксеру и парированных им ударов (коэффициент надежности защиты) .

«Активность технико-тактических действий обычно оценивается:

– количеством различных оцененных приемов, часто оценивается показателем плотности, т.е. количеством оцененных (либо всех атакующих) действий в единицу времени;

– интервалом оцененных атак – величина, обратная плотности, т.е. время, затраченное в среднем на одно атакующее действие;

– распределением атакующих, выигранных и проигранных действий по периодам, раундам, минутам боя часто используется как косвенная характеристика тактического мастерства либо психологической готовности к поединку» . В боксе этот параметр структуры соревновательной деятельности достаточно полно исследовался О.П. Фроловым , В.А. Петуховым , В.Н. Клещевым , В.А. Киселевым, Н.Д. Хромовым , В.Ю. Карпенко, В.А. Киселевым и др.

Разнообразие технико-тактических действий отражает количество использованных групп приемов (либо его отношение к общему количеству классифицируемых в виде спорта приемов). Данный параметр на материале бокса изучался О.П. Фроловым , В.Н. Клещевым , В.А. Гаськовым , Н.А. Худадовым, Г.Ф. Васильевым, Д.А. Буниным, Н.Ю. Матросовым .

Указанные характеристики входят в группу моделей, характеризующих структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата . Обычно, их нахождение связано с усреднением данных показателей соревновательной деятельности спортсменов определенной группы (квалификационной, возрастной, в связи с фактором «победа-поражение» в поединке и т.д.) и определением диапазона возможных колебаний.

К работам, в которых изучались средние величины различных показателей соревновательной деятельности боксера, можно отнести исследования О.П. Фролова , В.А. Петухова , А.В. Дмитриева, О.П. Фролова, Н.А. Худадова , Е.В. Калмыкова , Ю.Б. Никифорова, Г.Ф. Васильева, Н.А. Овакяна . Г.В. Кургузова , В.А. Киселева, Б.А. Подливаева, Ву Дык Тхинь, Н.В. Павлова , В.Ю. Карпенко, В.А. Киселева и др.

Показатели, которые использовались, можно классифицировать как количественные (количество ударов, нанесенных за раунд боя, например) и количественно-содержательные (определяется, например, количество ударов и чем оно наполняется: удары снизу, прямые, боковые; серии из двух, трех и более ударов; то же в отношении защит и т.д.).

Одним из итогов этих работ можно назвать средние величины различных показателей соревновательной деятельности и допустимые величины их отклонений для различных весо-ростовых, возрастных, квалификационных, индивидуально-типовых (манер ведения боя) групп и т.д. Эти характеристики дают представление о различных компонентах структуры соревновательной деятельности и тех их величинах, которые должны выдерживаться в целях соответствия достижениям данной группы. Получение таких данных позволяет придать процессу подготовки соответствующую направленность.

В практике подготовки (за исключением сборных команд высокого уровня) редко встречается анализ, обобщение, решения на основе анализа количественных характеристик соревновательной деятельности, о которых сказано выше. Чаще ориентируются на качественные критерии: много–мало (ударов, защит, передвижений и т.д.); быстро-медленно (двигается, бьет спортсмен и т.д.) и др. Задача подготовки к встречам с противниками определенного уровня решается «на глазок», интуитивно. Подбираются спарринг-партнеры определенного уровня, исходя из планов, возможностей и особенностей данного этапа подготовки, режимы работы, ее содержание.

Вариантом такого (качественного) анализа стойких особенностей будущего противника и соответствующих мер по эффективному противодействию ему может являться эпизод подготовки перетендента на титул чемпиона мира среди профессионалов Д. Тенни к бою с чемпионом мира Джеком Дэмпси, описанным В.И. Огуренковым : «Тенни знал, что в течение десяти раундов Дэмпси будет неотступно атаковать его. Для этого он ежедневно делал кроссы, пробегая спиной вперед до 7 километров. Он в совершенстве научился передвигаться таким образом и (шутя) говорил, что Дэмпси не догонит его, если даже побежит за ним обычным способом. Подробно изучив своего противника, Тэнни установил, что голова Дэмпси находится от пола приблизительно на высоте 1 м 20 см. Беспрестанно тренируясь в бою с тенью или во время бега со спарринг-партнерами, Тэнни наносил на этом уровне прямые удары несколько сверху вниз. Много усилий приложил Д. Тэнни для укрепления суставов и увеличения силы кистей рук, а также для развития подвижности ног и быстроты всех боевых движений. Целеустремленная разносторонняя тренировка Д. Тэнни дала свои плоды, и 29.09.26г., и затем 11.07.27г. он по очкам победил «грозу» всех боксеров мира» (с. 32). Д. Тэнни, по характеристике К.В. Градополова , был представителем группы боксеров – «сайнтифик» (боксирующие по-научному) на сленге данного вида спорта.

Как качественную характеристику особенностей соревновательной деятельности, следует отметить описание тактических линий боксеров различных манер ведения боя, приводимых в учебнике «Бокс» : «Активно-наступательная тактика характерна для большинства боксеров. Ее отличительные черты: движение вперед, захват инициативы с частым выходом на ударную дистанцию и с проведением атакующих или контратакующих действий, бой ведется преимущественно на дальней и средней дистанциях. На дальней защитной дистанции эпизодически проводится маневрирование» (с. 60). «Для позиционной тактики характерно маневрирование боксера на дальней защитной дистанции с целью ее сохранения. Если боксеру навязывается бой на ближней дистанции, он применяет комбинированные защиты или входит в «клинч» (захват). Атаки и контратаки проводятся без развития боя на средней и ближней дистанциях, с обязательным последующим возвращением на дальнюю дистанцию. В случае перехватывания противником атаки боксер защищается контратакой или применяет «клинч», после которого уходит на дальнюю дистанцию .

Собственно, как описательные, на качественном уровне характеризующие манеру ведения боя, отличительные черты поведения в ринге (много-мало ударов, например; делает или не делает представитель той или иной группы боксеров определенные действия и т.д.) следует признать практически все вышеприведенные данные по обсуждаемому вопросу. (Характеристики манер ведения боя). Вместе с определением количества тех или иных действий они дают более полную и приемлемую для теоретических, научных изысканий и практического использования информацию.

Анализируя содержание литературы по вопросу соревновательной деятельности, следует признать, что недостаточно освещенной и изученной, на наш взгляд, является также тема приемов вида спорта. Начатая публикациями (в достаточно систематизированном и направленном на обогащение теории и практики бокса виде) К.В. Градополова , Е.И. Огуренкова , С.С. Щербакова и др., она осталась «за бортом» научных изысканий, вместе с тем составляя важнейшую часть подготовки боксеров на практике.

В словаре русского языка (С.И. Ожегов ) прием определяется как отдельное действие, способ в осуществлении чего-нибудь (с. 510).

В толковом словаре спортивных терминов прием определяется также как отдельное действие, движение, способ осуществления какой-либо цели. Различают: запрещенные приемы; коронный прием; тактический прием; технико-тактический прием; технический прием (с. 305).

Попытки описания приемов бокса принадлежат А.Г. Харлампиеву ; К.В. Градополову ; А.Ф. Гетье и др.

Г.О. Джероян пишет о том, что: «Основная задача обучения тактике – научить боксера применять в определенных тактических целях технические приемы, ознакомить с тактическими действиями на всех трех дистанциях» (с. 27). «Совершенствование тактики – это совершенствование тактических действий, тактики проведения приема и тактики ведения боя» (с. 57).

К.В. Градополов , описывая тактику бокса в приемах зарубежных мастеров ринга, описал 93 приема, среди которых: «мельница» (Том Крибб); «удар клинчеру» (Джордж Диксон); левый хук (Джеймс Корбетт); «притворная слабость» (Р. Фитцсимонс); «брейк-граунд»; «двойной финт» (Сам Мак-Ви); «джолт» (Джесс Уилард); «барабанные удары» (Д. Дэмпси); «удар почтальона» (Д. Тэнни); «быстрый старт» (Т. Галенто) и др. Одной из основных идей представления данного материала, на наш взгляд, являлось указание на то, что имя любого великого боксера связано с тем, что он сделал великого, нового, оригинального. В данном случае это открытие нового варианта постановки и решения тактической или стратегической задачи, обеспечивающего победу в поединке. Проявляется это чаще в виде применяемых им атак, контратак, тактических приемов.

Данную характеристику соревновательной деятельности можно классифицировать как содержательную. Для нее характерно описание конкретного содержания атаки, встречной или ответной контратаки, того или иного оборонительного или наступательного действия и т.д. Например, тактический прием «быстрый старт»; правый прямой удар навстречу («кросс») через бьющую руку противника и т.д. Оценивая, таким образом, соревновательную деятельность, мы получаем возможность предсказывать ее содержание, а, стало быть, и более направленно готовиться к бою с тем или иным соперником, представителем той или иной индивидуально-типовой группы в отношении особенностей тех приемов, которыми он пользуется в бою.

Соединение данного параметра оценки соревновательной деятельности с ее количественными характеристиками (количество тех или иных атак или контратак за определенный промежуток времени, например), а также с качественными (манера ведения боя, описывающая динамику поведения в ринге, типичные положения в бою с данным боксером и т.д.) позволяет дать более полную, адекватную характеристику активности, разнообразию и эффективности соревновательной деятельности, необходимую в целях эффективной подготовки кикбоксера к состязаниям.