Питание

История айкидо. Правила бойца от морихэй уэсиба Кто основатель айкидо

История айкидо. Правила бойца от морихэй уэсиба Кто основатель айкидо

Морихей Уэсиба — одна из наиболее примечательных личностей в истории боевых искусств XX века. Его мастерство считалось непревзойденным ещё при жизни, а после смерти вообще обросло многочисленными историями и легендами. Сейчас уже сложно сказать что-то наверняка о мастере, поскольку его учеников почти не осталось, фотографий и видеороликов сохранилось очень мало, а многочисленные биографии с завидным упорством переписываются одна с другой. Но объективно можно сказать одно, что человек, сумевший развить новое боевое искусство, получившее распространение во всем мире, должен был обладать завидной харизматичностью.

Морихей Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, префектура Вакаяма. Его мать — Юки Итокава принадлежала к одной из ветвей клана Такеда — знаменитого самурайского рода, где на протяжении нескольких столетий передавалось айки-дзюцу дайто-рю.

В детстве Уэсиба одно время изучал дзю-дзюцу под руководством сенсея Тозава Токусабуро, шинкаге-рю кен-дзюцу, кито-рю. Тем не менее, было бы преувеличением говорить, что он достиг в этих искусствах высочайшего мастерства, поскольку возможности заниматься регулярно у него не было.

Сержант Морихей Уэсиба во время
русско-японской войны

В 1903 году, когда ему было 19 лет, Уэсиба пытался добровольцем записаться в армию. Шла русско-японская война, и в стране была объявлена мобилизация. Однако, его рост был ниже требуемых 157 сантиметров на 1,5 см, поэтому для того, чтобы пройти медицинскую комиссию, он висел на ветках деревьев с привязанными к ногам грузом. Как бы то ни было, в армию он был в итоге принят и зачислен в пехоту. Известно, что в 1904 году он проходил службу в Манчжурии, где шли упорные бои с российскими войсками, оборонявшими подступы к Порт-Артуру. Чем конкретно занимался Уэсиба на войне неизвестно, однако, вряд ли это было шибко мирное и безобидное времяпровождение, поскольку за отличие ему было присвоено звание сержанта и он был рекомендован к поступлению в Национальную Военную Академию. От продолжения военной карьеры Морихей Уэсиба отказался, и после демобилизации в 1907 году вернулся в Танабэ, где и начал интенсивное изучение различных боевых искусств.

Первоначально Уэсиба изучал Кодокан дзюдо под руководством Такаги Киоши, который находился в то время в Танабэ. Уэсиба даже переделал часть дома специально под додзё, где тренировался вместе с местной молодежью. Кроме того, он ездил по Японии, посещая различные додзё и обучаясь у известных мастеров тех лет. Будучи состоятельным человеком, он мог полностью посвятить себя поиску понимания «будо» — пути воина.

В 1912 году он переехал в дикие земли Хоккайдо, вняв призыву японского правительства заселять необитаемые прежде территории, и основал там небольшое поселение Ширатаки. Именно в этот период Уэсиба познакомился с известным мастером Айки-дзюцу дайто-рю Сокаку Такеда у которого тренировался на протяжении 5 лет, и получил в итоге степень кёдзю дайри, дающую в перспективе право преподавать айки-дзюцу.

Уэсиба в Аябэ. 1921 год

В 1920 году Уэсиба покидает Хоккайдо и вместе с семьёй переезжает в Аябэ, где распологалась штаб-квартира нового религиозного учения — «омото-кё». Там он знакомится с её основателем — мастером Онисабуро Дэгути. Философия омото-кё оказала значительное влияние на Уэсибу, который на протяжении последующих 8 лет проживал неподалеку от Аябэ, продолжая изучать айки-дзюцу, а также духовные аспекты новой религии.

Надо сказать, что омото-кё часто считается сектой на основе синтоизма. Для неё характерны мягкость и ненавязчивость, неприятие насилия и исключительный пацифизм. Последователи омото-кё следуют принципу «через искусство к Богу», считая, что для достижения совершенства достаточно приобщиться к истинным культурным ценностям. Среди них всегда было много любителей каллиграфии, чайных церемоний, неспортивных видов единоборств. Много внимания в омото-кё уделяется медитации, как одному из эффективных средств достижения внутренней гармонии.

В 1924 году Уэсиба принял участие в забавной авантюре Дэгути — Монгольском походе. Основатель омото-кё внезапно решил, что он аватар Будды Майтрея, и призвал своих сторонников выдвинуться в Монголию на поиски Шамбалы. Что ему нужно было в священных землях — не понятно. Возможно, он хотел основать там целое новое государство, объединяющее все азиатские народы. В любом случае, Дэгути верхом на белом коне лично возглавил пешую группу добровольцев, куда входил и Уэсиба. Очевидно, вид такой процессии должен был произвести неизгладимое впечатление на жителей Шамбалы. Однако, священную землю они так и не нашли, но зато были арестованы китайской полицией, которая предсказуемо не особо поверила рассказу путешественников. Все они были обвинены в шпионаже в пользу Японии и приговорены к расстрелу. Избежать смерти и вернуться на родину им удалось только после своевременного вмешательства японских дипломатов.

1935 год. Видео демонстрации
техник айкидо Уэсибой

После завершения похода, Уэсиба вернулся в Аябэ , где продолжил изучение боевых искусств. При этом в наибольшей степени его интересовали со-дзюцу (работа с копьем), кен-дзюцу (работа с мечом), а также дзю-дзюцу. В 1930 году в Ушигоме началось сооружение собственного додзё Уэсибы «Кобукан», прозванного в последствие «дъявольским» за исключительную жесткость и интенсивность тренировок. Примечательно, что хотя физическая сила в айкидо и не важна, тем не менее, ученики Морихея Уэсибы, равно как и сам мастер, были людьми далеко не слабыми. Достаточно сказать, что сам основатель при росте всего лишь 155 сантиметров весил 88 килограммов! На видео 1935 года можно увидеть каким было айкидо в «Кобукане» до войны.

В период с 1930 по 1940 год Морихей Уэсиба много путешествует по Японии, пропагандируя новое боевое искусство. Кроме Кобукана, он преподает в армейской школе Тояма, военно-морской академии, академии военной полиции.

В 1941 году официальный союз японских боевых искусств официально признал новое боевое искусство под названием Уэсиба-рю айки-будо, а в 1942 году Уэсиба окончательно дал название своему направлению: «Айкидо».

В ходе второй мировой войны Уэсиба преподавал айкидо солдатам действующей армии, что по его собственному признанию вызывало у него легкое чувство когнитивного диссонанса, поскольку это несколько противоречило миролюбивой риторике омото-кё.

После окончания Второй мировой войны айкидо стало приобретать характерную мягкость и плавность перемещений, поскольку Уэсиба начал переосмысливать свой взгляд на боевые искусства. Много внимания стало уделяться философским и духовным концепциям. Кроме занятий айкидо Морихей Уэсиба много времени проводил в молитвах, медитациях, изучении религиозных текстов, занятиях каллиграфией. Довольно часто мастер проводил тренировки в форме лекций, где рассказывал ученикам о своём понимании айкидо и его связи с путём воина. Интересно, что Морихей Уэсиба утверждал, что в айкидо насчитывается около 3000 различных базовых техник, каждая из которых может выполняться в 16 вариантах, в зависимости от ситуации. Существует большое количество видео с участием мастера, где можно посмотреть, как изменилось айкидо в исполнении основателя после войны.

Забавный факт: преподавая айкидо, Уэсиба не брал денег за обучение. Когда его ученики приносили ему месячную плату, он говорил, что не нуждается в ней. Тем не менее, он просил преподнести эти деньги духам (ками). Когда же ему были необходимы деньги, он садился перед алтарем ками и после молитвы брал оттуда столько, сколько считал нужным.

Морихей Уэсиба умер 26 апреля 1969 года когда ему было 85 лет, и был похоронен в Танабэ. До последнего дня своей жизни он проводил тренировки в своём додзё. После его смерти главой айкидо стал сын основателя — Киссемару Уэсиба. Благодаря большому количеству талантливых учеников, искусство о-сенсея распространилось по всему миру. В настоящее время существуют десятки различных направлений айкидо и тысячи клубов во многих странах мира.


«Ай» - «гармония»
«Ки» - «энергия»
«До» - «путь»

Все упражнения айкидо должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Таидэи). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого - в вашей Харе.

Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза) .

Основатель Айкидо

Морихей Уэсиба (1883-1969 гг.)

Он был младшим сыном зажиточного землевладельца. Мать Морихеи, Юки, происходила из благородного семейства Итокава. Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихей начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме Сингон.

Его учитель, священник Кобо Дайси, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихеи плаванию и сумо. В это время начинает проявляться его интерес и к боевым искусствам.

Научившись читать в семилетнем возрасте и успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба становится служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, уезжает в Токио. Вначале он изучает торговое дело, а потом открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уэсиба Сокай». Его интерес к будо растет, и он тратит все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также Кэн-дзюцу в додзе Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден возвратиться в Танабэ. В Танабе Морихей окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды.

В 1902 году Морихей уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токий, Морихей начал заниматься боевыми искусствами джиу-джитсу и кен-джитсу.

В 1903 году Морихей был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке, в расквартированный в Вакаяма пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королем солдат».

Через год, когда началась русско-японская война (1904-1905 гг.), он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. От пленных русских солдат он усвоил приёмы рукопашного боя (в России впоследствии названного самбо). Также в периоды затишья в военных действиях Морихей постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихей был демобилизован из армии и возвратился в Танабе. В это время отец Уесибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киючи Такаги стать наставником Морихеи. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзё. Именно здесь Морихей осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзо Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото.

В 1910 году японское правительство приступает к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Cиротаки в провинции Китами. В течение первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство, в конце концов, победили, и земля начала давать хороший урожай. Уэсиба целиком погружен в дела колонии: по его инициативе построены торговый центр, школа и больница, освоено производство древесины, он вносит существенный вклад в расширение местного храма и организует ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев. Превращение тяжёлого физического труда в тренировочный процесс увлекло многих, и этот процесс дал ощутимые результаты, как для здоровья, так и для развития самого поселения.

В 1915 году произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такеда. Техника Дайто-рю потрясла Морихеи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такеда, который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни (этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо).

23 мая 1917 года Сиротаки был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихей вместе с другими переселенцами восстанавливал Сиротаки. Восемь лет жизни Морихей Уесиба посвятил освоению Хоккайдо. Известие о болезни отца Морихей получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихеи отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихей узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность учения Омотокийо — Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихеи решил посетить Дегучи. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: «Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу». Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихеи.

Отец Морихеи умер в январе 1920 года в возрасте 76 лет. Морихей тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегучи, чтобы обрести мир в своей душе. Морихей глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. Морихей переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 циновок, получившее название «Академия Уесиба». Там он преподавал основы боевых искусств последователям Омотокийо.

К сожалению, в это время беды обрушились на Морихеи: он потерял обоих сыновей...

В течение первых лет пребывания Морихеи в Аябе программа обучения в Академии Уесибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе. Учиться приезжали даже многие военные моряки с базы Майдзуру. А в феврале 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название «Первый Инцидент Омото»). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихеи.

В следующие два года Морихей помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии. Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихеи к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство — и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то, что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихей принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей.

В это время Морихей увлекся изучением котодама — науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и физическим развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны.

В 1922 году Морихей назвал его «айки-буджитсу».

В 1924 году Омотокийо предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту — создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии. Благородная миссия потерпела крах и ее участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря прямому вмешательству японского правительства. Эти события стало серьезным испытанием для Морихеи и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Возвратившись домой в 1925 году, Морихей пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако всё воспринималось не так, как прежде. Он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение, например, под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии. Эта способность предвидеть впервые проявилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получил мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия. Открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихей учился осознанно применять ее в своих занятиях «айки-буджитсу».

Именно в это время ему нанес визит один морской офицер — эксперт по кэндо, беседа с которым неожиданно переросла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно атаковал Уэсибу, однако, ни один из его ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю, а основатель современного айкидо спокойно объяснил ему, что чувствовал каждый удар еще до того, как он был нанесен в действительности. Сразу после поединка Морихей пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем несравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо.

Морихей решил изменить название «айки-буджитсу» на «айки-будо». С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон.

Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такесита Морихей поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихей прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такесита вновь пригласил Морихеи в Токио. На этот раз Морихей преподавал в Имперском суде, Министерстве внутренних дел, обучал военных, морских офицеров и финансистов.

Получив следующее приглашение адмирала Такесита в феврале 1927 года, Морихей не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихей решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В 1930 году Морихей поселился в районе Вакамацу и начал строительство нового додзо. Именно там его посетил Дзигоро Кано — основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихеи, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это — идеал будо».

В этом же году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие — это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзо, чтобы посрамить Морихеи. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации генерал-майора, Морихей стал инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название «Кобукан».

Следующие несколько лет Морихей был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё.

В этот период Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом — кендо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан, среди них Кийоси Накамура.

В 1933 году Морихеи стал его президентом «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в мае 1933 года открылся додзо Такеда — постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.

К середине тридцатых годов Морихей стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища — айкидо «союза духа, разума и тела» привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.

В сентябре 1939 года Морихей в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихей стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению «Великой Ассоциации Боевых искусств» в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихеи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такесита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихеи назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая.

Именно с этого времени в употребление вошло название «айкидо»

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихеи стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив Киссёмару Уэсиба (сыну) ответственность за додзо в Вакамацу. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

Будучи в Иваме Морихей начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзё, ныне известный как «Додзё Ибараги», был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Морихей лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзо, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам — треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. "Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это — основа айкидо«,- объяснял Морихеи.

Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзо Кобукан не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихей верил в свое детище, и упорно трудился, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзо в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо».

Начиная с 1950 года Морихей снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихеи приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа. Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является Любовь. Первый иероглиф в названии «ай» — гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихеи сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзо, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзё Айкидо».

В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в Токио. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихей всегда был против публичных демонстраций, но тогда он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстранции ради дальнейшего развития айкидо.

1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях и правительственных учреждениях.

С возрастом Морихей стал все меньше заниматься делами Айкикая, тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года был снят фильм о Морихеи — «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.

1960 году император Хирохито наградил Морихеи орденом Шидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кин-носуко Огава и Сейдзи Мосида.

28 февраля 1961 года Морихей посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить „серебряный мост“. До сих пор я трудился в Японии, создавая „золотой мост“ для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви».

В 1964 году Морихей получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихеи использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя. Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихеи на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихей провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.

15 января 1969 года Морихеи посетил празднование Нового года в Главном Додзо. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось, будто бы физическое тело уходило в другой мир. Морихей тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов.

Церемония прощания с Основателем Айкидо началась
в Главном Додзо 1 мая в 19 часов 10 минут.
В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито.
Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабе.

Использован материал
Кисёмару Уэсиба

После смерти основателя школу возглавил его сын Киссёмару Уэсиба (1921-1999).
В настоящее время школу возглавляет внук О`Cэнсэя — Моритеру Уэсиба

Айкидо (в переводе с японского "ай" - "гармония", "ки" - "энергия", "до" - "путь, способ") - боевое искусство, созданное в первой половине XX века японцем Морихэем Уэсибой и представляющее собой синтез его исследований различных способов ведения боя, философских концепций и религиозных взглядов. Уэсиба стремился создать и как можно шире распространить направление Будо, дающее возможность решения конфликтов с минимальным нанесением ущерба для обеих сторон (атакующего и обороняющегося).

Акцент в айкидо делается на слияние с силой атаки противника и перенаправление энергии атакующего (в то время как многие боевые искусства базируются на встрече силы с силой). Чтобы освоить это сложное искусство, придется заниматься не только освоением различных техник защиты и нападения, увеличения силы, выносливости, быстроты реакции и т.д., но и уделять немало времени управляемому расслаблению тела и ума, тренировкам сознания, развитию духа и силы ("ки").

Современный, постоянно убыстряющийся темп жизни в социуме требует от человека виртуозного умения владеть своими чувствами и эмоциями, контролировать ситуацию, выдерживать все возрастающие умственные нагрузки. Да и поддерживать физическое тело в должной форме людям, особенно занимающимся бизнесом или же интеллектуальным трудом, становится все труднее.

Восточные единоборства - один из способов решения возникающих проблем, однако довольно часто человек, пытающийся узнать что-либо о том или ином направлении боевых искусств, сталкивается с ошибочными представлениями или откровенными мифами о том, как, кого и чему обучают мастера избранной им школы. Мы постараемся рассказать как можно больше об одной из таких школ, попутно прилагая максимум усилий для развенчания наиболее устойчивых и известных мифов об айкидо.

Мифы об айкидо

Начинать знакомство с миром боевых искусств лучше всего с айкидо. Многие специалисты рекомендуют вначале несколько лет посвятить изучению более жестких стилей, и лишь после этого начинать постигать Айкидо. Следует отметить, что большинство мастеров этого направления предпочли именно такой путь.

Айкидо менее значимо, чем другие боевые искусства. Такое мнение чаще всего высказывают люди, знакомые с айкидо лишь понаслышке. На самом же деле мир боевых искусств един, к тому же между различными школами Будо идет активный взаимообмен техниками и движениями.

Занятия айкидо не предусматривают работу с оружием. Совершенно ошибочное мнение. Ведь основатель этого боевого искусства мастерски владел мечом и копьем, был чемпионом дивизии по фехтованию на штыках. Этот опыт отнюдь не был отброшен им за ненадобностью. Напротив, смысл айкидо (во всяком случае, большинства движений защиты и нападения, составляющих базу данного боевого искусства) можно понять, лишь овладев оружием самурая. Кроме того, некоторые движения разрабатывались в расчете на определенный вид обмундирования воина - это также следует учитывать при постижении айкидо.

Впервые термин "айки" появился в 1922 году , когда Сокаку Такэд, обучавший когда-то Уэсибу Дайто-рю дзюдзюцу, приехал к своему бывшему ученику, чтобы помочь ему обучать искусству ведения боя последователей секты Омото. Обнаружив, что Морихэй изменил техники Дайто-рю, Сокаку был немало огорчен этим фактом, и договорился с Уэсибой, что для именования нового стиля Будо О-сенсей будет использовать термин "айки" ("Дайто-рю айкидзюдзюцу" вместо "Дайто-рю дзюдзюцу"). Также существует мнение, что данный термин был выбран при деятельном участии со-основателя секты Омото Онисабуро Дэгути. Через некоторое время сам Сокаку Такэд тоже начал использовать термин "Дайто-рю айкидзюцу" для описания преподаваемого им боевого искусства. Сын Сокаку, Токимунэ, утверждал, что его отец, в зависимости от характера и способностей учеников, тем, кто тренировал лишь физическое тело, преподавал "дзю-дзюцу", а достигшим более высокого уровня - более совершенное "айки".

Термин "Айкидо" придумал Морихэй Уэсиба. Действительно, многие считают, что О-сенсей посредством данного термина ("айкидо" переводится как "путь (до) гармонизации (ай) универсальной энергии (ки)") хотел отразить духовную сущность созданного им искусства, способствующего установлению мира и гармонии на всех уровнях человеческого существа. На самом деле Уэсиба к возникновению данного термина не имеет никакого отношения.

Только основатель Морихэй Уэсиба владел искусством Айкидо. Действительно, уровень мастерства О-сенсея чрезвычайно высок. Но, в то же время, Уэсиба обучил немало учеников (в том числе и европейцев), демонстрирующих довольно высокие результаты, и, кроме того, творческий, новаторский подход к данному искусству ведения боя.

Для описания будо Морихэя Уэсибы использовались такие термины, как "Уэсиба-рю дзю-дзюцу", "Айки-дзю-дзюцу", "Дайто-рю Айки-будзюцу", "Асахи-рю дзю-дзюцу" и "Айки будо", причем наиболее часто употреблялся последний из упомянутых терминов. Такое положение вещей имело место до 1942 года. Именно тогда Дай Нихон Бутокукай - организация боевых искусств, которую во время войны контролировало военное правительство Японии - начала работу по стандартизации терминологии, использовавшейся в отношении современных боевых искусств. Именно на одном из заседаний был официально утвержден термин "айкидо" (причем сам Морихэй при этом даже не присутствовал - в зале находился лишь Минору Хираи, главный управляющий Кобукан Додзё Морихэя).

Добиться успехов в овладении айкидо можно либо за короткий срок, следуя индивидуальной программе и подолгу занимаясь ежедневно, либо за несколько десятков лет постоянного обучения. Безусловно, ежедневные тренировки, упорство в достижении поставленной цели дают определенные результаты. Но, в то же время, многое зависит от учителя и от того, как ученик понимает суть избранного Будо.

Айкидо можно использовать только для защиты. Такое мнение возникло неспроста. Дело в том, что в то время, когда создавалось айкидо, во многих странах (в том числе и в Японии) боевые искусства были официально запрещены. Лишь дополнив айкидо пространными рассуждениями о ненасилии, использовании силы противника против него самого, взаимодействии энергий, О-сенсей сумел преодолеть бюрократические препоны и не вызвать недовольства властей. При внимательном изучении можно заметить, что в данном искусстве присутствуют как способы защиты, так и стратегия нападения (в которое, кстати, довольно часто переходит защита). Ведь основой данного боевого искусства служат знания и умения, приобретенные на протяжении столетий в кровавых стычках не на жизнь, а на смерть. В таких условиях выживали лишь универсальные школы, всесторонне готовящие ученика к ведению реального боя.

Айкидо можно разделить на "жесткое" (или боевое) и "мягкое", лишенное какой-либо агрессии искусство. Это не так. Айкидо - целостная, самодостаточная система, причем техники выглядят "мягкими" лишь у начинающих - мастера в спарринге демонстрируют жесткость (вспомним хотя бы выступления Уэсибы и Годзо Сиоды). Вышеупомянутое разделение происходит лишь потому, что некоторым инструкторам не по душе какая-то из взаимодополняющих составляющих этого боевого искусства.

Не существует соревнований по айкидо, следовательно, невозможно определить, кто из учеников чего достиг. Действительно, спаррингов на победителя в айкидо нет, но, даже в процессе обычной тренировки, легко определить, кто лучше овладел данным боевым искусством.

В Айкидо немало хитростей, позволяющих одержать победу. На самом деле искусство айкидо представляет собой систему принципов движения Природы, используя которые можно решить любой конфликт с наименьшим ущербом для себя и для нападающего. Ведь главный принцип айкидо: "Уберечь себя от удара и удержать противника от их нанесения".

Овладев приемами айкидо, слабенькая девушка легко сумеет победить рослого сильного мужчину. Создавая айкидо, Уэсиба, как истинный патриот, полагал, что это боевое искусство поможет японцам обрести себя, вернуть потерянный боевой дух, оздоровить нравственный климат нации. Потому слабость физическая и духовная в Айкидо отнюдь не приветствуется, и уж тем более не культивируется. А вот умение управлять своей силой и силой нападающего действительно дает возможность одержать победу над более сильным противником.

Айкидо чаще всего занимаются физически слабые или болезненные люди, дабы разнообразить свой досуг. Совершенно ошибочное мнение. Грамотно преподаваемое айкидо - это настоящий экзамен на прочность как физического тела, так и духа ученика. Благодаря этому искусству человек может избавиться от внешних и внутренних блоков, зажимов и ошибочных представлений о мире и о себе. Результатом занятий становится не только обретение умения контролировать любую конфликтную ситуацию (причем не обязательно сводящуюся к "разборкам" на физическом уровне), но и победа над собственными страхами и слабостями, обретение гармонии с собой и природой.

Не имеет значения, где и как обретал знания преподаватель айкидо. Довольно длительное время боевые искусства были запрещены, потому обычным явлением стало изучение того или иного Будо по книгам (порой не совсем точно переведенным и не очень разборчиво переписанным вручную), а несколько позже - по видеокассетам. Если ваш сенсей обучался искусству айкидо именно таким способом, да еще и свою "руку приложил" к обогащению данного боевого искусства новыми техниками, движениями и принципами - не стоит тратить время на изучения того, что преподает этот человек. Истинное мастерство передается от сердца к сердцу, от учителя, знающего и умеющего, к ученику. Лишь в этом случае можно постичь истинную суть Айкидо.

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.